Дейк (van Dyck) Антонис (22.3.1599, Антверпен, - 9.12.1641, Лондон), фламандский живописец. Сын богатого торговца тканями. С 1609 учился у Х. ван Валена, в 1615-16 уже имел собственную мастерскую, где вместе с др. молодыми художниками выполнил серию 'Головы апостолов'. С юных лет В. Д. обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Государственный музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты ('Распятие св. Петра', около 1615-1617, Музей старинного искусства, Брюссель; 'Юпитер и Антиопа', около 1617-18, Музей изящных искусств, Гент). Около 1618-20 работал помощником у П. П. Рубенса , испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, В. Д. в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик ('Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист', 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце 1620 - начале 1621 В. Д. работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен. В произведениях этого периода определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. С конца 1621 В. Д. жил в Италии (главным образом в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко ,в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция). Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты - старого генуэзца и его жены, Картинная галерея, Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время В. Д. создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622, Музей старинного искусства, Брюссель; мужской портрет, около 1623, Эрмитаж, Ленинград). С конца 1627 до 1632 В. Д. снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого подъёма В. Д., когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов 'Иконография') раскрыть богатство духовной жизни своих современников. Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции ('Мадонна дель Розарио', начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; 'Отдых на пути в Египет', конец 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). С 1632 В. Д. работал в Лондоне как придворный художник Карла I, исполнял многочисленные портреты короля ('Карл I на охоте', около 1635, Лувр, Париж), его семьи ('Дети Карла I', 1637, Виндзорский замок) и знати (портреты Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон, Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры. В последних работах В. Д. изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран.
Лит.: Лисенков Е. Г., Ван Дейк, Л., 1926; [Смольская Н. Ф.], Антонис ван Дейк, М. - Л., 1963; Gluck G., Antonis van Dyck. Des Meisters Gemalde, 2 Aufl., Stuttg. - B., 1931; Puyvelde L. van. Van Dyck, Brux. - Arnst., 1950.
Т. А. Седова.