(авест., «бессмертные святые») Амшаспанд (среднеперс.), в иранской мифологии шесть или семь божеств, ближайшее окружение верховного божества Ахурамазды. Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие («Ясна» 21, 1-2 и 39,3) - мужского и женского, третьи («Ясна» 51, 22) - только мужского. В период раннего средневековья А. С. часто воспринимались как единый персонаж. Многие исследователи, отрицая самостоятельность каждого из А. С., склонны были видеть в них аспекты, аллегории благих качеств Ахурамазды, его эманации. Однако имена пяти А. С. имеют точные соответствия в ведийской мифологии, что указывает на индоиранские истоки их образов как самостоятельных божеств, а их система в целом повторяет древнюю индоиранскую и индоевропейскую схему семибожного пантеона (см. в ст. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ ). В состав А. С. входили: Спента Майнью («святой дух»), творческая ипостась Ахурамазды; Boxy Мана («благая мысль»); Аша Вахишта («истина»); Хшатра Вайрья («власть», с оттенком значения «царство божие»); Армайти (Арматай, «благочестие»); Аурват (Хаурватат, «целостность», как полнота физического существования, противоположность болезни, смерти, старости); Амертат («обессмертие»).До сложения маздеизма, а впоследствии вне ее ортодоксальной систематики Армайти считалась богиней земли, иногда женой либо сестрой Ахурамазды, пребывающей с ним в кровнородственном браке. В поздних текстах имеют противников из сил тьмы (судя по сообщениям Плутарха, эта дуалистическая оппозиция была известна уже греческому автору 4 в. до н. э. Феопомпу). А. С. считали также покровителями священных стихий и животных: Boxy Мана - покровитель скота, Аша Вахишта - огня, Хшатра Вайрья - металлов, Армайти - земли, Аурват - воды, Амертат - растений. Известен миф о поочередном общении Заратуштры с каждым из А. С. в различных географических пунктах западного Ирана. Эти семь явлений А. С. пророку послужили началом утверждению на земле зороастрийской веры. Каждый из А. С. в качестве отличительного символа имел свой цветок, например Boxy Мана - белый или желтый жасмин, Армайти - ползучую мускусную розу, Аурват - лилию и т. д. («Бундахишн» 27, 24).Лит.: Geiger В., Die Amesa Spentas, ihr Wesen und ihre urspr?ngliche Bedeutung, Wien, 1916; Colpe C., Reflections on the history of the Amesa Spanta conceptions. XXIX Congres International des orientalistes. Resumes des communications, Nogeut sur Marne, 1973. Л. А. Лелеков.
Значение АМЕША СПЕНТА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АМЕША СПЕНТА
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012