Анхра-Манью (авест.), в иранской мифологии глава сил зла, тьмы и смерти, противник Ахурамазды, символ отрицательных побуждений человеческой психики. В «Гатах» собственно А.-М. не упоминается: там дух зла и дух добра (Спента Майнью - «святой дух») - близнецы (ср. БЛИЗНЕЧНЫЕ МИФЫ ), избравшие соответственно пути злодеяний и праведности (30; ср. учение Заратуштры о свободе выбора каждого человека между добром и злом). В «Младшей Авесте» А.-М. - «князь тьмы» со свитой злых духов, последовательно противопоставляющий каждому благому творению Ахурамазды свое отрицательное: он породил всякие прегрешения, чародейство, колдовство, зиму, смерть, болезни, старость, ядовитых пресмыкающихся и насекомых, погубил первочеловека Гайомарта и т. п. Как правило, он действовал не сам, а через посредство подчиненных ему демонических сил - дэвов. Его усилиями мир оказался разделенным на два противостоящих лагеря добра и зла (о дуализме см. в ст. ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ ). Обобщенное обозначение черных деяний А.-М. в «Авесте» термином «не-жизнь» иногда воспринималось поздними комментаторами как признак иллюзорности, нереальности А.-М. Все движущие силы зла (как и силы добра, Ахурамазда) вообще понимались в «Авесте» духовно; считалось, что у них не может быть телесной оболочки. Таковая допускалась только для творений духа зла, но не для него самого. Непоследовательность в трактовке образа А.-М. усугублялась тем, что на спекулятивно-теоретическую основу постоянно наслаивались новые толкования и верования. Их обилие выразилось и во множественности мнений о конечной судьбе А.-М. «Замьяд-яшт» (XIX 96) и «Денкарт» не считали возможным полное исчезновение фигуры А.-М. как одного из творцов миропорядка и полюсов бытия. Авторы «Бундахишна», наоборот, предрекали окончательное уничтожение А.-М.Лит.: Encyclopaedia of religion and ethics, v. 1, Edinburgh. 1908, с. 237-38; Duchesne-Gui1lemin J.. Ormazd et Ahriman, P., 1953. Л. А. Лелеков.
Значение слова АНГРО-МАИНЬЮ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АНГРО-МАИНЬЮ
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012