Значение слова DIO в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

DIO

ДИОН, Diwn, 1) благородный сиракузец, родился в 409 г. до Р. X., сын Гиппарина, брат Аристомахи, супруги Дионисия, и муж ее дочери. Еще в юном возрасте, под влиянием Платона, он полюбил занятие философией, но, несмотря на свою откровенность и строгость нравов, был в почете и у Дионисия Старшего. Однако он безуспешно старался благотворно повлиять как на него, так и впоследствии на его сына. Оклеветанный Филистом, он был изгнан в 366 г. и отправился в Грецию, где, пользуясь высоким уважением, жил в обществе философов, пока жестокости Дионисия Младшего и преследование его семейства (его супруга Арета была выдана замуж за Тимократа, а его сын Аретей, или Гиппарин, был увлечен в распутство) не побудили его вместе с братом своим Мегаклом и при помощи Гераклида сделать попытку к освобождению отечества. С 800 наемников он сел на три корабля в Закинфе в 357 г. и был принят в Сиракузах с радостью; однако замок города оставался в руках возвратившегося из Италии Дионисия. Последовала продолжительная борьба. Переговоры с Дионисием и резкое обращение лишили Д. расположения народа. Когда Гераклид оклеветал его в стремлении к тирании, он со своими наемниками отправился к леонтинцам; но, когда выбранные на его место 25 стратегов не быыым образом в доверие Д., он составил заговор против него, и Д. был убит в своем покое им и его сообщниками в 353 г. Сиракузяне оплакивали его смерть и воздвигли памятник в честь его как восстановителя свободы. Plut. Dion. Nep. Dion. Diod. Sic. 16; 2) Dio Chry-sostomus Cocceius (а не Cocceianus), родился в Прусе в Бифинии, около середины 1 в. от Р. X., происходил из знатного семейства, тщательно был воспитан и сначала занимался риторикою, потом посвятил себя философии и сделался последователем учения стоиков. В правление императора Диоклециана он некоторое время жил в Риме, но вскоре быыл в большом почете. Побывав в своем родном городе (100 г.), он опять возвратился в Рим, где и умер, неизвестно в котором году. Знаменитые речи его (80 речей), за которые его прозвали Златоустым (Chrysostomus), скорее — рассуждения философского и нравственного содержания, изложенные в весьма изящной форме чистым языком. Они дошли до нас и обнаруживают в авторе счастливого подражателя Платона, Демосфена и Эсхина; он лучший стилист своего времени. Изд. J. J. Reiske (1784-1789), Emperius (1844) L. Dindorf (1857); 3) его внук, Dio Cassius Cocceianus (вернее: Cassius Dio), родился в Никее 155 г. от Р. X., происходил из сенаторского семейства и получил тщательное воспитание. В зрелом возрасте (186-190) он выступил в Риме оратором, сделался сенатором, затем претором (194 г.) и при императоре Макрине управлял Пергамом (218 г.). Впоследствии был два раза консулом, управлял по очереди провинциями: Африкой, Далмацией и Паннонией и, избежав, благодаря заступничеству Александра Севера, ярости преторианцев, недовольных им за строгость дисциплины, провел последние годыRwmaikh istoria) и нашел силу и мужество продолжать и кончить ее опять же в сновидениях, в которых судьба (Tuch) обещала ему бессмертие. 22 года он трудился над этой историей; начиная со сказаний об Энее, она заключала в себе 80 книг, разделенных по декадам, и была составлена таким образом, что современные автору события излагались в ней гораздо подробнее остальных. Dio Cass. 72, 18. От этой истории сохранились книги 37-54, а из других книг более или менее значительные извлечения, сделанные константинопольским монахом Ксифилином в 11 в. Продолжение истории Д. до Константина Великого, конечно, написано позже, вероятно, христианским автором. Слог Д. тщательно выработан, часто красноречив, но иногда и тяжел. Главным делом являются у него военные события, затем придворные известия, а изложение истории государственного развития ему оказывается не по силам. Защитники свободы ему, как царедворцу, ненавистны. Повсюду проявляется суеверная страсть к чудесам. Образцом ему, по-видимому, служил Полибий, которому он подражал в обсуждении событий и их причин, не будучи, однако, в состоянии поравняться с ним; некоторые отделы составлены по образцу Фукидида, а политические рассуждения, содержащиеся во вставленных речах,— по образцу ораторов классического периода. Изд. Fabricius и Reimarus (1750-1752), F. W. Sturz (1824), J. Bekker (1849), L. Dindorf (1863).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.