Значение слова АМБИТУС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

Что такое АМБИТУС

Ambitus, АМБИТУС, домогательство какой-нибудь государственной должности; название произошло от того, что в старину кандидаты ходили по форуму или по Марсову полю среди собравшихся граждан, прося каждый о подаче голосов в свою пользу. Van. l. l. 5, 28. Пока господствовали бедность и простота нравов, в этом деле еще не было тех злоупотреблений, которые появились после того, как в одинаковой мере возросли жажда власти, с одной стороны, и подкупность - с другой. С тех пор словом А. стали обозначать и противозаконные способы домогательства должностей, особенно подкуп, которым кандидаты бесстыднейшим образом пользовались с помощью так называемых sequestri, divisores и interpretes; см. также Sodalitium. Дозволительные способы избирательной борьбы лучше всего описаны у Квинта Цицерона в сочинении commentariolum petitionis, где такими способами являются приобретение друзей (с. 5-10) и ласковое, любезное обращение с избирателями, как средство для снискания popularis voluntatis (с. 11-13); о недозволительных узнаем из многочисленных упоминаний у Цицерона, Плутарха и др. Первые законы против таких злоупотреблений названы у Ливия (4, 25 и 7, 15. Lucan. 1, 177 слл.; lex Poetelia 358 г. до Р. X.), но они были направлены только против маловажных внешних сторон дела. Важнее был эдикт диктатора Г. Мения против избирательных клубов и союзов 314 г. до Р. X. (Liv. 9, 26: coitiones honorum adipiscendorum causa), но против подкупа лишь в 181 г. до Р. X. издана была lex Cornelia Baebia (Liv. 40, 19), за которой в 166 г. последовала lex Cornelia Fulvia (Liv. ер. 47); с этого времени был учрежден постоянный уголовный суд (quaestio perpetua) для разбора процессов, возникавших по обвинениям в А. Г. Марием, в бытность народным трибуном, издана lex Maria (Cic. legg. 4, 17. Plut. Mar. 4), установлявшая для голосования некоторые условия, которые должны были затруднить производство подкупов, но, несмотря на это, подкупы все более и более распространялись; кажется, что и lex Fabia de numero sectatorum (Cic. Миг. 34. Rabir. 3) не имела успеха. Настоятельной потребностью вызвана была в 67 г. lex Acilia Calpurnia, по которой виновные подвергались денежному штрафу и лишались навсегда права являться кандидатами на должности. Затем издано было несколько сенатус-консультов против того же зла, и последний из них был возведен Цицероном, в его консульство, на степень закона, это lex Tullia 63 г. (Cic. Mur. 23). Теперь наказание состояло в десятилетнем изгнании. Lex Aufldia, по которой наказанием назначался высокий денежный штраф, не прошла, a lex Licinia направлена была только против sodalitia (см. это сл.). Lex Pompeia 52 г. устанавливала более суровую судебную процедуру для разбора обвинений в А. (Cic. Brut. 95) и наказанием назначала пожизненное изгнание. Но зло было, по-видимому, неисцелимо; сами законодатели не подчинялись издаваемым ими законам, ut vel caelum ruere, modo magistratum adipiscantur, exoptent (Varro ap. Non.). Такое положение сделало желательным установление монархической власти, при которой для А. оставалось уже мало места. Поэтому Октавиан в lex Iulia (18 г. до Р. X.; 10 лет спустя этот закон был дополнен и распространен) сделал уже более мягкие определения (Dio Cass. 54, 16) и установил, чтобы каждый кандидат в обеспечение того, что будет воздерживаться от каких бы то ни было видов подкупа, вносил залогом известную денежную сумму (Dio Cass. 55, 5); только за употребление насильственных мер Август назначил изгнание. Когда Тиберий в первый год своего царствования уничтожил избирательные комиции и передал право избрания сенату (Tac. ann. 1, 15), то подкуп, А. в прежнем смысле слова прекратился; однако те же уловки и средства, которые прежде употреблялись перед народными собраниями, были применяемы теперь в курии, так что Траян должен был принять законодательные меры против этого зла. Plin. ер. 6, 19. Но так как значение сената все более и более падало, а больше всего силы имело ходатайство перед императором высших сановников и его любимцев, то и А. теперь называлась купля должностей посредством задаривания императорских друзей и креатур. Ср. Rein, Rum. Criminalrecht, стр. 701. Rinkes, de crimine ambitus (1854).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.