Значение слова ACTA в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ACTA

АКТА, 1) diurna urbis, или populi, или только diurna (upomnhmata), нечто вроде поденной хроники — дневника. Сообщение отсутствующим новостей из Рима было вначале делом доброй воли частных лиц. Цезарь (Suet. Caes. 20) в 59 г. первый придал собиранию и обнародованию известий правильность и значение официального действия. Содержание известий было отчасти официальное, отчасти заключало в себе частные заявления, какие присылались в редакцию. После составления оригинал вывешивался и многочисленные scribae заботились о распространении и пересылке копий в провинции с позволения praefectus urbi. Оригинал затем поступал в государственный архив, и им можно было пользоваться как историческим источником. Подлинных остатков этих А. не сохранилось; 11 отрывков, так называемые fragm. Dodwelli-апа, сфабрикованы в 15 в.; 2) A. senatus или patrum, также commentarii senatus или actorum (Тас. ann. 5, 4. 15, 74), официальные протоколы совещаний римского сената. Сначала записывались, кажется, только состоявшиеся решения (senatus consulta, decreta, auctorita-tes); постепенно, однако, оказалось желательным или даже необходимым записывать полный ход прений: стали вносить в А. мнения главных ораторов, в важных же случаях и показания свидетелей (ср. Cic. Sull. 14, 40 слл.). Цезарь в свое 1-е консульство, 59 г., дал этим А. полнейшую гласность (Suet. Caes. 20), Август снова уничтожил ее; но впоследствии она была, однако, восстановлена. Ведение протокола поручалось, по определению председательствующего консула, некоторым сменявшим друг друга сенаторам; во времена императоров эта cura actorum (отсюда а cura actorum или ab actis senatus) возлагалась императором, как постоянная обязанность, на одного из сенаторов, который должен был быть посвящен в самые сокровенные намерения императора (Тас. апп. 5, 4). У этого редактора, вероятно, были помощники (actuarii), которые, впрочем, при решениях, требовавших соблюдения тайны, тоже должны были быть из сенаторов. Прежде эти А. хранились в храме Цереры, позднее в aerarium Saturni или в тайниках публичных библиотек, так что читать их и пользоваться ими можно было лишь с особого разрешения; впрочем, может быть, особо одобренные извлечения из них поступали в acta publi-са. См. Cic. ad Att. 6, 2, 6. Тас. апп. 13, 31. 16, 22. Ср.: Hubner в Fleckeisens Jahrb Suppl. III, стр. 564-594.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.