Георгий, великомученик и победоносец - один из наиболее популярных христианских святых, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман. О личности его нельзя установить ничего исторически достоверного. Наука принимает только факт существования мученика Георгия, так как иначе трудно объяснить раннее, еще до V в., и широкое распространение его культа. Исходным пунктом его была, по-видимому, Сирия и Палестина, где в Лидде-Диосполисе показывалась гробница Георгия. Древнейшие письменные данные о нем мы имеем в вьеннском палимпсесте (IV - V в.), где в отрывках сохранился "апокрифический" рассказ о страданиях Георгия. К тому же времени относится упоминание Георгия папой Геласием, который, отвергая акты мученичества Георгия как еретическую фальсификацию, причисляет Георгия к святым, которые известны более Богу, чем людям. Позднейшая письменная традиция о Георгии - мучение по ватиканской и афонской рукописям, похвальное слово Андрея Критского (VIII в.), житие Метафраста (X в.) - несколько смягчила фантастичность первоначальной легенды. С давних же пор святой Георгий сделался "народным", и имя его переделывалось: Иорге у средневековых немцев, Жорж у французов, Егорий или Юрий у русских, Герги у болгар, Hophe у сербов, Jerzy у поляков, Jiry у чехов, Джерджис у арабов и т. д. Иногда Георгий прославляется под туземными именами, принадлежавшими языческим божествам, например: Уастырджи у осетин или Хызр, Кедер на мусульманском Востоке. Праздник его пользуется высоким уважением во всех славянских землях и сопровождается множеством обрядов, в которых Георгий является покровителем земледелия и скотоводства; о том же свидетельствуют легенды, загадки, заговоры, приметы и т. п. Кроме весеннего Юрьева дня (23 апреля), на Руси имеет значение и осенний его праздник (26 ноября), к которому приурочено чудо Георгия о змее и девице. Эти два Юрьева дня теперь служат только пределами земледельческих работ, а до известного указа Годунова о прикреплении крестьян к земле имели важное юридическое значение. Высокое почитание Георгия объясняется многими причинами - его именем (георгос значит "земледелец"), иконописным изображением (в виде прекрасного юноши в полном вооружении, чаще всего на коне, в битве со змеем), содержанием его житий и сказаний о чудесах его, временем празднования и перенесением на него многих черт разных языческих божеств и т. д. В древнейшем житии Георгия, "апокрифическом", его мучит персидский царь Дадиан в продолжение 7 лет; Георгий три раза умирает и три раза воскресает, и когда окончательно умирает, усекнутый мечом в четвертый раз, небесный гнев поражает мучителей. В позднейших переделках и распространениях это житие послужило источником французских и немецких поэм и распространилось на мусульманском Востоке. Оно же, в славянских переделках, легло в основу русского духовного стиха о Егории Храбром, в котором святой является устроителем земли Русской. Житие святого Георгия получило литературную обработку первоначально на греческом Востоке, потом (до XII в.) перешло на Запад. Святой Георгий убивает дракона, который опустошал землю одного языческого царя; царь и граждане принуждены были отдавать ему на съедение детей. Когда на жертву змею была выведена царская дочь, является Георгий в образе молодого воина и усмиряет змея, которого, по его повелению, царевна приводит на своем поясе в город; после этого царь и тысячи подданных принимают крещение. Попытки объяснить возникновение легенды о Георгии не привели к однообразному результату. Образы Персея, вавилонского бога Мардука и иранского Митры, символизация победы христианства над язычеством могут объяснить отдельные моменты, но не целое. Вероятнее всего, что первоначальная форма легенды о Георгии явилась оригинальным продуктом народной фантазии сиро-палестинских стран. В народе всех христианских стран это чудо пользовалось огромной известностью, много устных песен породило в Греции, на Балканах вообще и у славян. В духовном стихе освобожденная Егорием царевна называется иногда Елизаветой. - См. А. Кирпичников , "Святой Георгий и Егорий Храбрый" (Санкт-Петербург, 1879); А. Веселовский , "Разыскания в области русских духовных стихов", II (Приложение к XXXVII тому "Записок Академии Наук", 1880, ¦ 3); А. Хаханов , "Грузинский извод сказания о святом Георгии" ("Чтения общества истории и древностей российских", 1891, IV); V. Jagic, "Ein Textbeitrag zur Georgius-Legende" ("Archiv f. slav. Phil.", IX); Fr. Gorres, "Ritter St. Georg in Geschichte, Legende und Kunst" ("Zeitschrift fur wissenschaftliche Theologie", 1887); H. Delehaye, "Les legendes grecques des saints militaires" (1909); C. Steketel Hulst, "St. George of Cappadocia in Legend and History" (Лейпциг, 1909; на стр. 150 - 156 указана литература предмета): А. Рыстенко, "Легенда о святом Георгии и драконе в византийской и славянорусской литературах" ("Записки Новороссийского университета", CXII, и отд. Одесса, 1909); И. Крачковский , "Легенда о святом Георгии Победоносце арабской редакции" ("Живая Старина", XIX, 1910, III); K. Krumbacher, "Das Drachenwunder des hl. G. in der griech. und cat. Uberlieferung" (Лейпциг, 1911).
Значение ГЕОРГИЙ (ПОБЕДОНОСЕЦ) в Краткой биографической энциклопедии
Что такое ГЕОРГИЙ (ПОБЕДОНОСЕЦ)
Краткая биографическая энциклопедия . 2012