(евр. Бог укрепляет) третий из четырех великих пророков Израиля, живший во времена вавилонского пленения, после разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.). Библейская книга пророка Иезекииля содержит описание его призвания т. наз. Видение Иезекииля (Иез I III, 15), пророчество о разрушении Иерусалима (Иез IV-XXV) и о других проявлениях гнева Божия, прообразующие конец мира и наступление Страшного Суда (Иез ХIХ-ХХХII). Наконец, в заключительной части книги Иезекииль описывает грядущее восстановление Израиля и строительство Нового Иерусалима и иерусалимского храма (Иез ХХХIII-ХLVIII). Это описание перекликается по смыслу с заключительной частью Апокалипсиса (Откр XXI XX) и воспринимается в христианской традиции как пророчество о воскресении мертвых и торжестве праведников в Царствии Божием Небесном Иерусалиме. Видение подобия славы Господней в виде радужного пламени, окруженного тетраморфами (существа с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла) и огненными колесами, полными глаз (престолами), нашло свое отражение в христианском искусстве; в частности, оно послужило одним из источников для иконографии Спасав силах (см.). Кроме того, заключительная часть книги Иезекииля содержит также один из ветхозаветных прообразов воплощения т. наз. Врата Иезекииля , символизирующие непорочное зачатие и чудесное рождение Христа ( ...Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены Иез ХLIV, 2). Изображения Врат Иезекииля обычно сочетаются с другими ветхозаветными прообразами воплощения. Память 21 июля (3 августа).
Значение слова ИЕЗЕКИИЛЬ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству
Что такое ИЕЗЕКИИЛЬ
Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 2012