(lamblichos) (около 250, Халкис, Сирия, - около 330), древнегреческий философ, основатель сирийской школы неоплатонизма , ученик Порфирия . Продолжил тенденцию неоплатонизма к дальнейшей дифференциации основных понятий Плотина ('Единого', 'Ума'-нуса, 'Души'), учение которого Я. соединял с восточной мистикой. Автор большого 'Свода пифагорейских учений' (сохранилось 5 трактатов). В своей чрезвычайно разработан ной системе богов различных уровней (боги надмирные - чистые умы и душа, боги небесные, предводительствующие 12 мировыми сферами,- земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира, боги поднебесные и, наконец, 'охраняющие' боги и демоны отдельных людей и народов) Я. стремился отстоять политеизм древней мифологии перед лицом побеждавшего христианского монотеизма. В трактате 'О египетских мистериях' пытался дать истолкование и классификацию мантики, жертвоприношений и других обрядов древней религии. Большое историко-философское значение имел метод комментирования диалогов Платона у Я. (трактовка во всех аспектах - этическом, логическом, космологическом, физическом и др.), определивший все позднейшие неоплатонические комментарии вплоть до флорентийской Академии платоновской ( Пико делла Мирандола и др.).
Тексты: Jamblichi de mysterns liber, rec. G. Parthey, Berolini, 1857; Jamblichi de vita Pythagorica liber, rec. A. Nauck, Petropoli, 1884.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 372-75; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Bd I - Die Philosophie des Altertums, B., 1926 (лит.).
А. Ф. Лосев.