Значение слова ЭМАНАЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ЭМАНАЦИЯ

Эманация (филос.; от emanare - истекать) - одна из возможных формобъяснения мирового процесса. Э. противоположна эволюции. Эволюцияполагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале,а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение, путемистечения. На конкретном примере отношение эволюции к Э. представляетсяв следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания измертвой материи - Э., наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни.Нельзя сказать, чтобы теория Э. была отжившей, хотя несомненно, чтоэволюционизм в XIX в. взял верх над Э. В истории эманационных теорийвыдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена иШеллинг (в последний период его жизни). Вообще говоря, Э. имеетнекоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий охотнопользуются для определения отношения Бога и мира аналогией отношениясолнца к свету, исходящему из него. Подобно тому, как сила светауменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца, так исовершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причемпоследней, худшей ступенью является материя. Представление об Э.естественно влечет за собой требование перечислить главнейшие ступенибытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, изЕдиного проистекает Дух (nouV), из него - мир сверхчувственных идей(kosloV nohtoV), из последнего - мировая душа, из мировой души -отдельный души, а из душ - телесный мир. Идею Э. с своеобразнымивидоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее ДионисийАреопагит ("О небесной Иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал Э. сэволюционными представлениями: мир истекает из Божества, но в то жевремя возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; изтворящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящихидей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа,возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом мир являетсясамооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются уЭкгарта и Якова Бэме. Эманационные представления распространены и ввосточной философии (напр. в суфизме); в греческой философии Э.появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока. Некоторую выгодутеория Э. представляет для объяснения зла в мире: положив целый рядзвеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло отпервоисточника бытия; однако, эта выгода более кажущаяся, чем реальная.Так как Бог мыслится в большинстве эманационных систем нетрансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходитсяотыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем,возражения, которые могут быть сделаны против теории Э., тожественны свозражениями против эволюции: и здесь, и там мы имеем лишь картину,изображающую генезис явлений; между тем, указание генезиса известногоявления нисколько не избавляет от обязанности рассмотрения логическойего состоятельности. В этом отношении приходится признать, что Э.орудует с построениями фантазии, которые только в весьма малой степенимогут быть оправданы указаниями опыта и умозрения. Понятия мировой души,интеллигибельного мира и тому подобные хотя и приняты в некоторыхсистемах, но построены, однако, по аналогии с явлениями психическогомира, которые вряд ли дают основание к подобным построениям. В этихпонятиях мысль заключена в заколдованный круг: они должны служитьобъяснением явлений психического мира, и в то же время они в этомпсихическом мире ищут своего оправдания. Э. Р.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.