язык (по имени др.-греч. баснописца Эзопа ), особый вид тайнописи, подцензурного иносказания ,к которому обращались художественная литература, критика и публицистика, лишённые свободы выражения в условиях цензорского гнёта (см. Цензура ) . Как реакция на запрет касаться определённых идей, тем, событий, имён Э. я. выработал, например в русской печати конца 18 - начала 20 вв., систему 'обманных средств', приёмов шифровки (и дешифровки) свободной мысли. Специфическую роль играли в ней басенные образы, аллегорические 'сказочные описания' (особенно у М. Е. Салтыкова-Щедрина, который и ввёл в широкий обиход выражение 'Э. я.'), полупрозрачные перифразы и псевдонимы , (памфлет А. В. Амфитеатрова 'Господа Обмановы' о царской фамилии), скрытые аллюзии и более прямые намёки, ирония ('исполненная такта', она была неуязвима для цензуры) и т.п. Обличения отечественной действительности вуалировались 'зарубежной' тематикой, бытовая фраза становилась издёвкой ('Чего изволите-' - о газете 'Новое время' А. С. Суворина). Читатель знал, что 'великая работа' - это революция, 'реалист' - К. Маркс, 'исчезнувшие из хрестоматий' - В. Г. Белинский или Н. Г. Чернышевский. В этом смысле Э. я. был общедоступным и служил средством не только политической борьбы, но и реалистического искусства слова. Мастером Э. я. во Франции был А. Рошфор . С течением времени стилистика сатиры подчинила себе приёмы, характерные для Э. я., и теперь писатель прибегает к ним независимо от какого бы то ни было давления цензуры. Порознь и в совокупности взаимодействуя с другими способами эстетического словоупотребления, они стали чертами конкретных индивидуальных стилей (например, 'Остров пингвинов' А. Франса, произв. М. А. Булгакова, 'Война с саламандрами' К. Чапека, различные жанры научно-фантастической и юмористической литературы).
Лит.: Чуковский К., Мастерство Некрасова, 4 изд., М., 1962; Бушмин А. С., Сатира Салтыкова-Щедрина, М.-Л., 1959, гл. 6; Ефимов А. И., Язык сатиры Салтыкова-Щедрина, М., 1953, гл. 8; Паклина Л. Я., Искусство иносказательной речи. Эзоповское слово в художественной литературе и публицистике, Саратов, 1971.
В. П. Григорьев.