Значение слова ШПАЛЕРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ШПАЛЕРЫ

(нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утк_а (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для Ш. рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида Ш.: готлис - вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис - на горизонтальных станках. Моделью для Ш. служит картон - живописный эскиз в размере ковра.

Производство Ш. возникло в Западной Европе в 12-13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые Ш. представляют собой образцы монументально-декоративного искусства ['Анжерский апокалипсис' - 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии 'Дама с единорогом', кон. 15 - нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу 'мильфлёров' - Ш. с фоном, сплошь затканным кустиками цветов].

Основные центры средневекового шпалерного ткачества - Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. - Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия 'Деяния апостолов' по картонам Рафаэля, в 17 в. - серии Ш. по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы Ш. 17-18 вв.- мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи ('вердюры'). В 18-19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой Ш. Декоративные принципы Ш. возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.

В России производство Ш. началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой-'Полтавская баталия' по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры - 2-я половина 18 - начало 19 вв. В рус. Ш. эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров ('Диана' и 'Сатурн' из т. н. 'Гурьевского гарнитура', 1805-06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания Ш. в СССР сосредоточены в Эрмитаже (Ленинград), в Русском музее (Ленинград) и в музеях Московского Кремля.

Лит.: Бирюкова Н., Французские шпалеры конца XV - XX века в собрании Эрмитажа. [Каталог], Л., 1974; Коршунова Т., Ясинская И., Русские шпалеры, Л., 1975; Gubel Н., Wandteppiche, Tl 2, Bd 1-2, Lpz.- В., 1928.

Г. А. Ecunoва.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.