вытканный вручную ковёр-картина ( шпалера ). В строгом смысле - изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 как королевская; включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую фламандских ткачей М. Команса и Ф. Планша, основана в 1607). Её главным зданием стала бывшая мастерская известных с 15 в. красильщиков Гобеленов (Gobelins), имя которых утвердилось за мануфактурой и её изделиями. Г. выполнялись цветными шерстяными и шёлковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой художника Ш. Лебрена, а в 18 в. Ф. Буше, Ж. Б. Удри и др. Г. ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, т. е. по отдельным участкам, которые затем сшивались тонкой шёлковой нитью. Характерная особенность Г. - рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка. Высокие художественные достоинства Г. 17-18 вв. (с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами) сделали их настолько популярными, что Г. стали называть вначале подражавшие им шпалеры др. мануфактур Франции и др. европейских стран, а в 19 в. - вообще шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения (т. н. гобеленовые ткани). В 19 в. художественный уровень Г. резко снижается. С 1930-х гг. искусство Г. возрождается на новой художественно-стилевой основе. Картоны для Г. в конце 19 - начале 20 вв. создавали Г. Жефруа, К. Моне, Ж. Ф. Рафаэлли и др. После 1945 заметно способствовали развитию искусства Г. картоны художника Ж. Люрса.
Лит.: Fenaille М., Etat general des tapisseries de la manufacture des Gobelins..., P., 1904-23; Schmitz Н., Bild-Teppiche. Geschichte der Gobelinwirkerei, 3 . Aufl., B., 1922 (библ.); La manufacture nationale des Gobelins, P., 1948.