Значение ШЕВЧЕНКО ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ШЕВЧЕНКО ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ

Тарас Григорьевич [25.2(9.3).1814, с. Моринцы, ныне Звенигородского района Черкасской области, - 26.2(10.3).1861, Петербург], украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. Родился в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел; был пастухом, батраком у попа, с 14 лет 'казачком' у своего помещика П. В. Энгельгардта. Грамоте учился у сельского дьячка. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (начало 1831) был отдан (в 1833) в обучение к 'разных живописных дел цеховому мастеру' Ширяеву. Весной 1838 Ш. был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произведений Ш. - баллада 'Порченая', стихотворения 'Думка' ('Течёт вода в сине море'), 'Вечной памяти Котляревского' и поэма 'Катерина' - датируются 1837-38.

В 1840 вышел сборник поэтических произведений Ш. 'Кобзарь', где были впервые опубликованы стихотворения 'Думы мои', 'Перебендя', 'Думка' ('Нащо менi чорнi брови...'), 'К Основьяненко', 'Иван Подкова', баллада 'Тополь', поэмы 'Катерина' и 'Тарасова ночь'. Раннее творчество Ш., итоги которого были подведены появлением 'Кобзаря', развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обречённая любовь. Однако уже в ранних произведениях Ш. заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. 'Катерина', например, - вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребёнком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Ш. всё большую историческую определённость. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинство (поэмы 'Слепая', 1842, 'Марина', 1848. 'Княжна', 1847).

То же движение к реализму и в исторической теме. От ранних произведений 'Тарасова ночь' (1838), 'Иван Подкова' (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт всё ближе подходит к теме национально-освободительной борьбы. В самой крупной из его исторических поэм 'Гайдамаки' (1841) изображены события великого народного восстания 1768, известного под названием 'Колиивщина' , против шляхетского польского гнёта. Эта поэтическая эпопея исторически правдива и при том вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Ш. стремился воззвать угнетённый украинский народ к революционной борьбе за своё освобождение.

В мае 1843 Ш. поехал на Украину; вернулся в Петербург в феврале 1844; весной 1845 снова отправился на Украину, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографической комиссии), в особенности от тяжёлого положения закрепощенного крестьянства, заметно усилили революционные устремления Ш. Во время поездок он писал антикрепостнические стихи, занося их в альбом ('Три года'), читал их знакомым, давал переписывать. В 1846 Ш. вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество , где занимал наиболее левые позиции; в апреле 1847 по доносу провокатора был арестован и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губернии, а в 1850 - в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак, ныне г. Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, 'сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания'. Утверждая приговор о ссылке и 'строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных сочинений', Николай I добавил от себя: 'под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать' (цит. по кн.: Тарас Шевченко. Документи i матерiaли, 1963, с. 50).

Стихи и поэмы 'Сон' (1844), 'Кавказ' (1845), за которые царизм преследовал поэта, знаменовали новый этап в развитии украинской политической лирики и сатиры. В них Ш. поднялся на новую ступень исторического и политического сознания. Здесь он гневно заклеймил самодержавие, призывал народы к общечеловеческому братству, прославлял борьбу народов России против колон. угнетения. Оба произв. знаменовали новый шаг в развитии реализма Ш., в развитии его революционно-демократических взглядов. С этими и последующими его произведениями 40-50-х гг. украинская поэзия полноправно вошла в круг развитых европейских литератур и оказала в 19 в. большое влияние на поэзию славянских народов. Выдающуюся роль в этом сыграли стихотворение 'Завещание' ('Як умру, то поховайте...', 1845), содержавшее открытые призывы к свержению царизма и крепостничества и предвещавшее народам прекрасное будущее, и поэма 'Еретик' ('Иван Гус') (1845), направленная против церковного мракобесия и политической реакции, проникнутая идеей дружбы народов.

В ссылке Ш. пробыл с июня 1847 по август 1857 и был освобожден после смерти Николая I. Ссылка не убила талант Ш. и не сломила его волю и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы 'невольничьей музы' (так называл поэт свои произведения, созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революционных настроений: в цикле стихотворений 'Цари' (1848) с новой силой звучит обвинительный приговор коронованным тиранам и призыв к расправе с ними. В цикле 'В каземате' (1847) поэт излил горячую, обострённую ссылкой любовь к Украине и её закрепощенному народу, а в других стихах - чувство братской любви ко всем угнетённым народам (например, к казахам в стихотворении 'Топор был за дверью у господа бога...', 1848).

В годы ссылки были написаны реалистические повести на русском языке: 'Княгиня' (1853), 'Музыкант' (1854-55), 'Несчастный', 'Капитанша', 'Близнецы' (все - 1855), 'Художник' (1856); ранее были написаны повести 'Наймичка' (1844) и 'Варнак' (1845); после ссылки - 'Прогулка с удовольствием и не без морали' (1856-58); все они проникнуты антикрепостническими настроениями. В центре повестей 'Варнак', 'Музыкант', 'Художник', 'Прогулка...' - личность крепостного интеллигента, в судьбе которого много автобиографических черт. Во взглядах героя на искусство звучит голос автора - убеждённого сторонника реализма, близкого теории и практике 'натуральной школы' в русской литературе.

Возвращение Ш. из ссылки было долгим и трудным. По дороге, в Новгороде, он был задержан, ему запретили въезд в обе столицы. Однако друзья добились для него разрешения жить в Петербурге, куда он прибыл весной 1858. Здесь он сблизился с кругом авторов 'Современника' и близко сошёлся с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Н. А. Некрасовым, М. Л. Михайловым, бр. Курочкиными и др. В его сатире зазвучали ещё более резкие и гневные ноты. 'Третье отделение' снова установило за поэтом строгий надзор. Летом 1859, когда Ш. поехал на Украину, его арестовали близ с. Прохоровка, а после ареста обязали покинуть Украину и вернуться в Петербург.

В 1860 появилось новое (наиболее полное из трёх прижизненных) издание 'Кобзаря' (однако поэмы 'Сон', 'Кавказ', 'Еретик', стихотворение 'Завещание' и подобные им произведения не могли войти в него). Добролюбов откликнулся на 'Кобзарь' рецензией в 'Современнике', назвав Ш. '... поэтом совершенно народным...' (Собр. соч., т. 6, 1963, с. 142). Ряд стихотворений, не вошедших по цензурным условиям в 'Кобзарь', друзья поэта опубликовали в 1859 в Лейпциге (сб. 'Новые стихотворения Пушкина и Шевченки').

Произведения 1857-61 - вершина поэзии Ш., теперь ещё более богатой и разнообразной по темам (общественно-политическим, философским), настроениям, палитре красок в стихах о природе, глубокой мудрости размышлений о поэзии (триптих 'Доля', 'Муза', 'Слава', 1858, и др.), по ритмике и высокой культуре выразительных средств и мастерству художественной образности. К самым большим достижениям этого периода относятся поэмы 'Неофиты', 'Юродивый' (обе - 1857), 'Мария' (1859) и лирика 50-х - начала 60-х гг. В 'Неофитах' Ш. прославлял революционеров, декабристов (в аллегорических образах первых христиан); в образе Нерона легко угадывается Николай I, в патрициях - помещики и вельможи. Подражания псалмам и библейским мотивам ('Подражание 11 псалму', 'Осии, глава XIV', поэма 'Мария') тоже использованы Ш. для выражения революционно-демократических идей. В шедеврах его лирики 'О, люди, бедные, слепые...', 'И Архимед и Галилей', 'Нигде ни в чём отрады нету', 'Хотя лежачего не бьют' (все - 1860) революционные призывы сопровождаются уверенностью, что 'будет кара! царям, царятам на земле'. В этих и других стихах (особенно 'Свете тихий! Свете ясный!...') Ш. прозревал будущее в свете социалистических идеалов.

Поэтика Ш., близкая к народной традиции, эволюционировала (не порывая с нею) к всё большей и неповторимой оригинальности. Ритмико-интонационная структура поэзии Ш. опирается на украинский народный стих, но ей свойственно богатейшее разнообразие форм и вариантов, ритмики и строфики силлабического (12-11- и 14- сложного) и силлаботонического стихосложений (например, 28 видов строфики только в стихах, написанных четырёхстопным ямбом). Ш. внёс в украинскую поэзию невиданное богатство тем, радикально расширил её культурные и интеллектуальные горизонты, включив в неё исторические и современные мотивы из жизни многих европейских народов, идеи и образы европейских литератур.

Многие произведения Ш. положены на музыку Н. В. Лысенко (см. его сб. 'Музыка к -Кобзарю| Шевченко') и другими украинскими (К. Г. Стеценко, Я. С. Степовый, С. Ф. Людкевич и др.) и русскими (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов) композиторами. Стихотворения 'Думы мои, думы мои', 'Завещание', начало баллады 'Порченая' ('Реве та стогне Днiпр широкий') стали народными песнями; 'Завещание' вошло в круг революционных песен.

Смерть Ш. была воспринята как большая потеря для литературы и освободительного движения. На его похоронах присутствовали многие литературные и общественные деятели, среди них М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др. Н. А. Некрасов написал стихотворение 'На смерть Шевченко'. А. И. Герцен поместил в 'Колоколе' проникновенный некролог.

Ш. известен также как художник. В 1838-45 он учился в петербургской АХ у К. П. Брюллова. Реалистическая направленность его творчества проявилась в ранних работах ('Катерина', 1842, Киевский музей Т. Г. Шевченко, серия офортов 'Живописная Украина', изд. 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелей и рисунков, созданных в ссылке (серия 'Притча о блудном сыне', 'Наказание шпицрутенами' - тушь, бистр, 1856-1857, и др.). По возвращении из ссылки Ш. много работал как гравёр, видя в гравюре средство распространения искусства в народе (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди). Создал ряд глубоких, психологических портретов ('Автопортрет', 1840 - 1841, Киевский музей Т. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана.

Ш.- основоположник новой украинской литературы, зачинатель критического реализма и революционно-демократического направления в украинской литературе и живописи. С его творчеством связаны лучшие традиции украинской литературы. Произведения Ш. переведены на многие языки мира. В советское время шевченковедение выделилось в специальную отрасль литературной науки. Музеи Ш. существуют в Киеве, Каневе (где похоронен Ш.), с. Шевченко, с. Моринцы, Ленинграде, Орске и других городах и сёлах. Его имя носят Институт литературы АН УССР и Киевский университет; в республике учреждена премия им. Ш. В мае 1861 гроб с прахом Ш. был перевезён на Украину и, в соответствии с завещанием поэта, захоронен на Чернечьей горе над Днепром, возле Канева.

Соч.: Повне зiбрання творiв, т. 1-10, Ки©в, 1939-64; Повне зiбрання творiв, т. 1-6, Ки©в, 1963-64; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-5, М., 1964-65.

Лит.: Франко И., Статьи о Шевченко, Соч., т. 9, М., 1959; Рыльский М., Поэзия Тараса Шевченко, К., 1961; Белычиков Н., Тарас Шевченко, М., 1961; Iвакiн Ю., Стиль полiтично© поезi© Шевченка, Ки©в, 1961; Прийма Ф., Шевченко и русская литература XIX в., М., 1961; Kaciян B. I., Мистецтво Тараса Шевченка, Ки©в, 1963; Белецкий А. И., Дейч А. И., Тарас Шевченко, 2 изд., М., 1964; Пархоменко М., Т. Г. Шевченко - великий украинский поэт, М., 1964; Шубравський В. L., Шевченко i лiтература народiв СРСР, Ки©в, 1964; Шагинян М., Тарас Шевченко, 4 изд., М., 1964; Кирилюк L., Тарас Шевченко, 2 вид., Ки©в, 1964; Свiтова велич Шевченка, т. 1-3, Ки©в, 1964; Хинкулов Л., Тарас Шевченко, 3 изд., М., 1966; Чамата Н., Ритмiкa Т. Г. Шевченка, Ки©в, 1974; Шаблиовский Е., Т. Г. Шевченко и русские революционные демократы, 2 изд., К., 1975; Шевченкознавство. Пiдсумки й проблеми, Ки©в, 1975; Бурачек М., Великий народный художник, Ки©в, 1939; Вандровская Е. Б., Т. Г. Шевченко-художник, А.-А., 1963; Лiтопис життя i творчостi Шевченка, Ки©в, 1961; Т. Г. Шевченко. Бiблioграфiя лiтератури про життя i творчicть (1839-1958), т. 1-2, Ки©в, 1963; Сарана Ф., Т. Г. Шевченко. Бiблioграфiя ювiлейно© лiтератури (1960-1964), Ки©в, 1968; Шевченкiвський словник, т. 1-2, Ки©в, 1976-77.

М. Н. Пархоменко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.