Значение ШАТОБРИАН ФРАНСУА РЕНЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ШАТОБРИАН ФРАНСУА РЕНЕ

(Chateaubriand) Франсуа Рене (4. 9.1768, Сен-Мало, - 4.7.1848, Париж), французский писатель и политический деятель. Учился в коллежах Доля и Ренна. В 1786 поступил на военную службу, при дворе сблизился с оппозиционно настроенными писателями. В 1792 выступил на стороне королевских войск против республики. В 1793-1800 - в эмиграции в Англии. Привлечённый Наполеоном Бонапартом к дипломатической деятельности, в 1803 отправился в Рим; после провозглашения Франции империей (1804) подал в отставку. В период Реставрации - посол в Берлине, затем в Лондоне. После 1830 отошёл от политической деятельности. Литературное наследие Ш. составило основной фонд т. н. консервативного романтизма. Уже в заметках 'Путешествие в Америку' (опубл. 1827) наметилось разочарование Ш. в концепции 'естественного человека'. 'Опыт о революциях' (1797) знаменует дальнейший отход Ш. от материалистических и атеистических традиций Просвещения : тяга человека к абсолютной полноте бытия оборачивается торжеством стихийных, разрушительных сил. Этому гибельному кругу иррациональных стремлений человека Ш. противопоставляет романтический идеал творческой индивидуальности, в общении с природой обретающей гармонию и душевное равновесие. В повести 'Атала, или Любовь двух дикарей' (1801) Ш. полемизирует с концепцией 'естественного состояния' (см. в ст. Ж. Ж. Руссо ). Эгоистической активности индивида Ш. противопоставляет религиозное воодушевление ('Гений христианства', 1802). В своей апологии христианства Ш. утверждал, что не холодный рационализм, а религиозное чувство питало вдохновение великих писателей прошлого, одухотворяя всякое подлинное произведение искусства. В повести 'Рене, или Следствия страстей' (1802) впервые во французской литературе выведен образ романтического героя-страдальца. Традиционная для Ш. антиномия долга и разрушительной страсти снимается признанием бесцельности какой бы то ни было деятельности в условиях буржуазного общества. 'Мученики' (1809), 'христианская эпопея', задуманная как литературная иллюстрация основных теоретических положений 'Гения христианства', воспевает первых христиан. Полны экзотики, мифов и чудес 'История последнего из Абенсераджей' и 'Натчезы' (оба опубл. в 1826), утверждающие превосходство христианской этики. Итог своим художественным и философским исканиям Ш. подвёл в мемуарах 'Замогильные записки' (опубл. в 1848- 1850). Ему принадлежат многочисленные статьи по вопросам истории, литературы и политики. В России Ш. высоко ценили К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. Начало его критической переоценки положил В. Г. Белинский.

Соч.: CEuvres romanesques et voyages, t. 1-2, P., 1969; в рус, пер. - Рене..., в кн.: Французская новелла XIX в., т. 1, М. - Л., 1959.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1976, с. 388-93; История французской литературы, т. 2, М., 1956: Европейский романтизм, М., 1973; Moreau P., Chateaubriand, P., 1967; Bicentenaire de Chateaubriand, P., 1971; F. Aug. R. de Chateaubriand, Brux., 1968.

А. П. Бондарев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.