Значение ЧАПЕК КАРЕЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЧАПЕК КАРЕЛ

(Capek) Карел (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, - 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908-13 (вошли в сборники 'Сад Краконоша', 1918; 'Сияющие глубины', 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком .

Трагические события 1-й мировой войны 1914-18 определили напряжённые поиски Ч. критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов 'Распятие' (1917), 'Мучительные рассказы' (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о 'множественности' истин ('каждый прав по-своему'). Не принимая революционную борьбу, Ч. склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия 'Разбойник' (1920), строятся как сопоставление несколько 'правд'; Ч. мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

Мировую известность Ч. принесли социально-фантастические произведения (драмы 'R. U. R.', 1920, - о восстании роботов; слово 'робот' придумано Ч.; 'Средство Макропулоса', 1922; романы 'Фабрика Абсолюта', 1922, и 'Кракатит', 1924). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Ч. как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Ч. носят характер иронической и сатирической утопий - предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Ч. порой сказывается заданность философских тезисов.

В начале 20-х гг. Ч. создаёт путевые очерки 'Письма из Италии' (1923) и 'Письма из Англии' (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

Во 2-й половине 20-х - начале 30-х гг. Ч. сближается с Т. Г. Масариком ; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков 'Адам-творец', 1927). Ч. временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники 'Рассказы из одного кармана', 'Рассказы из другого кармана', оба - 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга 'Апокрифы' (1932).

Обострение социальных противоречий и 'животная доктрина' фашизма обнажили перед Ч. несостоятельность тезиса 'каждый прав по-своему'. Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии 'Гордубал' (1933), 'Метеор', 'Обыкновенная жизнь' (обе - 1934). Перед угрозой новой военной опасности Ч. приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Ч. - роман 'Война с саламандрами' (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала 'цельного человека', способного к борьбе, определили содержание драмы 'Белая болезнь' (1937), повести 'Первая спасательная' (1937), последней пьесы Ч. 'Мать' (1938).

Переживания Ч. в связи с Мюнхенским соглашением 1938 и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период 'второй республики', обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Ч. оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Ч.: загородный дом-музей 'На стржи' и мемориальный музей на родине писателя.

Соч.: Spisy br. Capku, sv. I-51, Praha, 1928-49; Dilo br. Capku, sv. 1-26, Praha, 1954-71; Vybor z dila K. Capka, sv. 1-10, Praha, 1972-74: в рус. пер. - Собр. соч. [Предисл. Б. Л. Сучкова], т. 1-7, М., 1974- 1977; Соч. [Предисл. С. В. Никольского], т. 1-5, М., 1958-59; Избр., М., 1950; Об искусстве, Л., 1969.

Лит.: Шевчук В. I., Карел Чапек. Антифашистськi твори, Ки©в, 1958: Малевич О., Карел Чапек. Критико-биографический очерк, М., 1968; Никольский С. В., Роман К. Чапека 'Война с саламандрами', М., 1968; его же, Карел Чапек - фантаст и сатирик, М., 1973; Бернштейн И. А., К. Чапек. Творческий путь, М., 1969; Волков А. Р., Драматургiя К. Чапека, Львiв, 1972; Сучков Б., Карел Чапек. Опыт современного прочтения, 'Знамя', 1974, |6- 7; Mukarovsky J., Kapitoly z ceske poetiky, sv. 2, Praha, 1948, s. 325-400; Harkins W. E., Karel Capek, N. Y.-L., 1962; Janaszek-Jwanickova H., Karol Capek czyli dramat humanisty, Warsz., 1962; Matuska A., Clovek proti zkaze. Pckus о Karla Capka, Praha, 1963.

С. В. Никольский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.