музыка, музыка, звучащая во время церковного (христианского) богослужения. Разновидность религиозной (духовной) музыки, с древнейших времён известной у всех народов мира; последняя включает и произведения, исполняемые вне церкви - в быту, в концертах. Эмоциональное воздействие музыкального искусства использовалось церковью для привлечения людей в храмы, для насаждения религиозных идей и представлений. В каждой церкви - православной, католической, протестантской и др. - сложились свои принципы музыкального оформления богослужения; существенные различия обнаруживает и Ц. м. различных местных ветвей одной и той же церкви (например, русской, болгарской, сербской, грузинской, греческой и др. православных церквей).
Католическая Ц. м. основывается на григорианском хорале . Все католические песнопения исполняются на латинском языке (лишь в 60-х гг. 20 в. было допущено пение в церкви и на родных языках); они многоголосны и поются а капелла или в сопровождении органа, оркестра. Важнейшие формы католической Ц. м. - месса , реквием , мотет , псалмы , магнификат, тедеум , стабат матер .
Основная форма лютеранской Ц. м. - протестантский хорал , который поётся и церковным хором, и самими верующими на родном языке в сопровождении органа и др. музыкальных инструментов. Наиболее распространены формы лютеранской Ц. м.: 'Страсти' , духовная оратория , церковная кантата , мотет, псалм, духовная песня.
Главный вид древнерусской Ц. м. - знаменный распев (см. также Глас , Осмогласие , Строчное пение , Демественное пение , Крюки ) . Пение вначале было одноголосным, с 16 в. становится многоголосным (см. Партесное пение ) . Песнопения исполняются на церковнославянском языке без инструментального сопровождения во время обедни ( литургии ) , всенощной, венчания, молебна, панихиды и др. Праздничная литургия иногда завершается духовным концертом.
В течение длительного времени Ц. м. у многих народов была единственным видом профессиональной музыки; она развивалась, испытывая постоянное влияние народной музыки, а впоследствии и светской. Так, уже в 15-16 вв. во многих католических духовных сочинениях Я. Обрехта, Г. Дюфаи, Жоскена Депре и др. композиторов использовались напевы бытовых народных песен. В жанрах Ц. м. были созданы величайшие творения - 'Страсти по Матфею' и месса си минор И. С. Баха, реквием Моцарта, 'Торжественная месса' Бетховена и др.
Лит.: Разумовский Д., Церковное пение в России, в. 1-3, М., 1867-69; Розеншильд К., Музыкальное искусство и религия, М., 1964; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Weinmann К., Geschichte der Kirchenmusik,.., Munch., 1925; DougIas W., Church music in history and practice, L., 1963.