Значение ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ

Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва, - 23.9(5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель славянофильства (см. Славянофилы ) . Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку 'любомудров' . Сотрудничал в журнале 'Европеец' , 'Москвитянин' , 'Русская беседа' , был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-60). Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей Х. 'О старом и новом' (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства.

Творчеству Х. свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников , немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений - учение о 'соборности' ('кафоличности', цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым 'соборность' трактуется Х. как общий метафизический принцип устроения бытия - множество, собранное силой любви в 'свободное и органическое единство' (противоположный тип - 'ассоциация', формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Х. стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьев , Е. Н. Трубецкой , П. А. Флоренский , Л. П. Карсавин , С. Л. Франк ) . Существование человека, по Х., динамично: он наделён способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние, 'истинная вера', когда всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Х. отводил воле). Вера - это одновременно 'познание и жизнь', 'живознание'.

В социальной философии противопоставление 'соборности' и 'ассоциативности' выступает у Х. в виде антитезы общины и 'дружины' (или 'коммуны'), 'истинного братства' и 'условного договора' и т.д.; идеализируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Х., это история народов, каждый из которых мыслится в духе романтизма как коллективная личность, 'живое лицо', наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Х. соотношением начал 'ассоциативности' и 'соборности' в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в 'Записках о всемирной истории' всех мировых религий и культур к двум началам - 'кушитскому' (покорность необходимости - вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и 'иранскому' (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Х., как и др. славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в 'мирном' процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием 'чужеродных' начал западной цивилизации привело, по Х., к разрыву между 'просвещённым обществом' и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам - единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Х., в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова , более критически относился к ранним этапам русской истории.

Поэтические произведения Х. - стихотворные трагедии 'Ермак' и 'Дмитрий Самозванец', лирические стихотворения - тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом ('России' и др.).

Соч.: Полное собрание соч., т. 1-8, М., 1886-1906; Соч., кн. 1-6, П., 1915; Стихотворения и драмы, вступ. ст. Б. Ф. Егорова, Л., 1969.

Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 157: Лясковский В. Н., А. С. Хомяков. Его жизнь и сочинения, М., 1897; Завитневич В. З., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1-2) - 2, К., 1902-13 (лит.); Бердяев Н. А., А. С. Хомяков, М., 1912; История философии в СССР, т. 2, М., 1968; Gratieux A., A. S. Khomiakov et le mouvernent slavophile, t. 1-2, P., 1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian slavophilism, v. 1 - A. S. Xomjakov, 's-Gravenhage, 1961.

С. С. Хоружий.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.