Значение ХОДЖА НАСРЕДДИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ХОДЖА НАСРЕДДИН

Насреддин, образ народного мудреца и острослова в фольклоре многих народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии (у турок - Х. Н. и Бу Адам, у узбеков и таджиков - Афанди или Насреддин Ходжа, у иранцев - Мулла, у азербайджанцев - Молла Насреддин). Известен также казанским и крымским татарам, народам Кавказа и Восточной Европы (румынам, сербам) и др. Народная молва делает Х. Н. современником различных исторических деятелей: Тимура и Баязида I (14 в.), сельджукского султана Алаэддина (начало 13 в.). В Казахстане с Х. Н. слился образ шутника Алдара-Косе; в Туркмении многие анекдоты связаны с личностью поэта-сатирика Кемине , в Таджикистане - с поэтом Мушфики . Анекдоты о Х. Н. носят преимущественно социально-бытовой характер. Народная традиция создала и хранит своего героя - защитника справедливости, борющегося против социального зла оружием смеха.

В Азербайджане его именем был назван сатирический журнал, который издавал Дж. Мамедкулизаде . Л. В. Соловьев написал 'Повесть о Ходже Насреддине' (ч. 1 - 'Возмутитель спокойствия', 1940; ч. 2 - 'Очарованный принц', 1954). По мотивам этого произведения поставлены фильмы 'Насреддин в Бухаре' (1943), 'Похождения Насреддина' (1947) и 'Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц' (1960).

Лит.: Гордлевский В. А., Избр. соч., т. 2, М., 1916, с. 339-49. Х. Короглы.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.