литература, одна из литератур Индии. Развивается на языке хинди и его диалектах. Ранний этап (конец 1-го тыс. н. э.) представлен фрагментами стихов религиозно-философского содержания, излагавших идеи буддийских, джайнских и шиваитских сект, которые выступали против ортодоксального индуизма и кастовой системы. В условиях господства традиций религиозно-философской и художественной литературы на языке санскрит Х. л. складывалась как народная литература, что определило её связь с радикальными общественными тенденциями. В 10-14 вв. на диалектах хинди развивалась феодальная героико-эпическая поэзия. Придворные поэты, воспевая воинские подвиги и романтические похождения своих покровителей, создавали в их честь поэмы ('расо'). В поэме 'Притхвирадж-расо' Чанда Бардаи (2-я половина 12 в.) отражены эпизоды борьбы делийского князя Притхвираджа против мусульманских завоевателей. Поэма 'Бисальдеверасо' Нарпати Нальха (около 13 в.) близка романтической балладе. 'Расо' долго сохранялись лишь в устной передаче, что привело к многочисленным интерполяциям, модернизации языка и появлению вариантов.
Охватившее Северную Индию в 15-17 вв. религиозно-реформаторское движение бхакти , идеи которого выражали протест против сословно-кастового гнёта и стремление к социальному равенству, наполнило Х. л. демократическим содержанием и вызвало к жизни новые литературные формы. Поэт и философ Кабир (около 1440 - около 1518) в песнях и стихотворных изречениях на диалекте брадж и восточных диалектах хинди резко осуждал ортодоксальный индуизм, ислам и кастовый строй. Его радикальные воззрения нашли развитие в творчестве основателя сикхизма Нанака (1469-1539), излагавшего свои взгляды в стихах на языке панджаби и западных диалектах хинди, Дадудайала (1544-1603), Сундардаса (1596-1689) и др. Концепции движения бхакти нашли отражение также в лирико-аллегорических поэмах на диалекте авадхи, созданных поэтами-суфиями (см. Суфизм , Суфийская литература ) на основе народных сказаний. Малик Мухаммад Джаяси (гг. рождения и смерти неизвестны) в поэме 'Падмават' (около 1540) синтезировал традиции персидской и индийской лирики. Особую популярность в этот период приобрели сочинения, где идеи бхакти сочетались с народным истолкованием образов Кришны и Рамы - воплощений бога Вишну . Лирические стихи Биддспоти (или Видьяпати; 1370-1440) на диалекте майтхили о любви Кришны и пастушки Радхи положили начало кришнаитской лирике. Фольклорные представления о боге Кришне, который в облике пастуха живёт среди крестьян, даруя им радость и счастье, ярко воплотились в стихах, гимнах и песнях Сурдаса (около 1483 - около 1563) на диалекте брадж, составивших книгу 'Море поэзии Сурдаса'. Гимны в честь Кришны слагали поэтесса Мира Баи (1499-1547), поэты Нандадас (16 в.), Раскхан (16-17 вв.) и др. Выдающийся представитель рамаитской (прославляющей бога-воина Раму) поэзии бхакти Тулсидас (около 1532 - 1624) в эпической поэме 'Рамача-ритаманас' на диалекте авадхи затронул широкий круг социальных, политических, религиозно-философских и моральных проблем.
С середины 17 в. Х. л. утратила демократический дух и стала приспосабливаться к вкусам феодальной аристократии. Основной темой поэзии, развивавшейся главным образом на брадже, стало описание женской красоты и любовных наслаждений, а главным её достоинством признавалась изысканная утончённость поэтической формы. Распространились стихотворные трактаты, авторы которых излагали теоретические вопросы традиционной индийской поэтики и иллюстрировали их своими примерами. Выделялись изящные и лаконичные двустишия Бихарилала Чаубе (1603-63). Бхушан (1614 - около 1716) в традиционных рамках героической поэзии воспел полководца Шиваджи, национального героя маратхов . Индивидуальностью отмечены стихи Матирама (17 в.), Дева (1673 - около 1764), Гханананда (1689-1739), Падмакара (1753-1833) и. др.
В 1-й половине 19 в. на основе диалекта кхари боли стала складываться проза. Появились переводы религиозных и светских книг с санскрита и английского, возникла пресса на хинди. Новый период открылся деятельностью выдающегося просветителя Бхаратенду Харишчандры (1850-85). В его социальных пьесах и публицистике отразился рост национального самосознания народа, стремление к независимости. Творчество Харишчандры создало предпосылки для дальнейшего развития современной реалистической Х. л. В последние десятилетия 19 в. появились оригинальные повести и романы, поэтические произведения на кхари боли, несколько позднее - рассказы, начали развиваться критика и литературоведение. В начале 20 в. в связи с ростом национально-освободительного движения Х. л. приобрела ярко выраженное патриотическое звучание. Идеями борьбы за свободу родины пронизаны стихи Майтхилишарана Гупты (1886-1964), Макханлала Чатурведи (1889-1968), Балкришны Шармы Навина (1897-1960), Рамдхари Синха Динкара (р. 1908). Жизнь народа (особенно крестьян) - тема социальных романов и рассказов Премчанда (1880-1936), который явился основателем критического реализма в Х. л. и литературе урду. Его последователями были Сударшан, Каушик, Угра. Поэзия 20-30-х гг. развивалась под влиянием романтического направления 'чхаявад', которое возглавляли Сумитранандан Пант (р. 1900), Джайшанкар Прасад (1889-1937), Сурьякант Трипатхи Нирала (1896-1961) и поэтесса Махадеви Варма (р. 1907).
В 30-е гг. во всех жанрах Х. л. наметился поворот к актуальной общественной тематике. Этому способствовали нарастающее национально-освободительное движение, распространение марксизма, влияние прогрессивной зарубежной литературы (особенно советской), В 1936 при участии Премчанда была создана Ассоциация прогрессивных писателей Индии, положившая начало мощному литературному движению 'прагативад', под воздействием которого развиваются национальные литературы народов Индии. Творчество Яшпала (1903-76), Упендранатха Ашка (р. 1910), Нагарджуна, Рахула Санкритьяяна (1893-1963). Пахари, Кедарнатха Агравала (р. 1911), Вишну Прабхакара (р. 1912), Маннулала Шармы Шиля (р. 1914), Бхайра-вапрасада Гупты (р. 1918), Амритрая (р. 1921), Рангея Рагхава (1923-62) - большой вклад в борьбу за независимость Индии и классовые интересы трудящихся.
В конце 40-х гг. под влиянием фрейдизма и субъективистских теорий Запада сложился индийский модернизм (его теоретик - Агьея, р. 1911). Индивидуалистические тенденции проявились и в творчестве Илачандры Джоши (р. 1902) и Джайнендры Кумара (р. 1905). Влияние модернистских концепций сказалось на поэзии и прозе хинди и в 50-70-е гг. Судьба 'маленького человека' в условиях обострившегося классового расслоения общества нередко освещалась с индивидуалистических позиций; картины жизни приобретали пессимистическую окраску. Успешно развиваются традиции реалистической литературы. Писатели Сумитранандан Пант, Вриндаванлал Варма (1889-1969), Бхагаватичаран Варма (р. 1903), Манматханатх Гупта (р. 1908), Бхишма Сахни (р. 1915), Амритлал Нагар (р. 1916), Пханишварнатх Рену (р. 1921), Мохан Ракеш (1925-72), Маркандей (р. 1931), Камлешвар (р. 1932) и др. создали проникновенные произведения о жизни своих современников, утверждая гуманистические идеалы и веру в социальный и духовный прогресс индийского народа. Новым свидетельством прочности позиций реалистического метода в Х. л. явилось создание Федерации прогрессивных писателей Индии (май 1975), которая ставит своей целью сплочение писателей в борьбе за демократическое развитие страны.
Лит.: Баранинков А. П., Индийская филология. Литературоведение, М., 1959; Чаухан Ш., Очерк истории литературы хинди, пер. с хинди, М., 1960; История индийских литератур, пер. с англ., М., 1964; Челышев Е. П., Литература хинди, М., 1968: Краткая история литератур Индии, Л., 1974; Шукла Рамачандра, Хинди сахитья ка птихас, Бенарес, 1953; Двиведи Хазар и прасад, Хинди сахитья, Дели, 1955; Dwivedi R. A., A critical survey of Hindi literature, Delhi, [1966].
В. И. Балин.