Коста (Константин) Леванович (печатался под именем Коста) [3(15).10.1859, с. Нар, ныне Алагирского района Северо-Осетинская АССР, - 19.3(1.4).1906, с. Георгиевско-Осетинское Кубанской области, ныне село им. Коста Хетагурова Карачаево-Черкесской АО, похоронен во Владикавказе, ныне Орджоникидзе], осетинский поэт, общественный деятель, революционный демократ. Основоположник осетинской литературы. Вырос в горской крестьянской семье. В 1881-85 студент петербургской АХ, которую не закончил из-за тяжёлого материального положения. В 1885-91 жил во Владикавказе, где вёл преимущественно просветительскую деятельность; за публицистические выступления был выслан на 5 лет из Терской области С февраля 1893, будучи сотрудником газеты 'Северный Кавказ' (Ставрополь), вёл идеологическую и политическую борьбу против царской администрации на Кавказе. В 1902 - во Владикавказе. В 1903 тяжело заболел, вернуться к общественной и творческой деятельности не мог.
Х. писал на осетинском и русском языке стихи, рассказы, пьесы, статьи. На Кавказе и в России был известен преимущественно как публицист, в Осетии - как поэт. Из-за отсутствия периодической печати на осетинском языке Х. выступал исключительно в русской прессе. Публицистика принесла ему славу неподкупного заступника горских народов Кавказа, борца против нищеты, политического бесправия горцев, административного насилия, культивирования темноты, невежества и национальной розни. Наиболее значительны его статьи 'Владикавказские письма' (1896), 'Накануне' (1897), 'Насущные вопросы' (1901) и др. Продолжая традиции русских революционных демократов, Х., по существу, был поборником интернационального единения равноправных народов России.
Поэтическое наследие Х. обширно: лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи к оригинальной художественной трактовке. Стихи и поэмы, написанные на русском языке ('Стихотворения'), вышли отдельным изданием в 1895 в Ставрополе. Но всю силу и обаяние поэтического таланта Х. можно ощутить по произведениям, написанным на родном языке, вошедшим в сборнике 'Осетинская лира' (1839). Центр поэтического мира Х. - вопрос об исторической судьбе родного народа. Этой теме посвящены поэмы 'Фатима' (1889), 'Перед судом' (1893), 'Плачущая скала' (1894) и обширный этнографический очерк 'Особа' (1894). Грядущее и Свобода - любимые поэтические категории Х. Он был певцом бедноты. В его поэзии мысль о народной нищете, о бесправии народа присутствует постоянно. Сатирическая поэма 'Кому живётся весело' (1893) посвящена публицистическому обличению 'грабителей народной нищеты'. Творческое наследие Х. в годы Советской власти получило всесоюзное признание, его произведения переведены почти на все языки народов СССР и на многие европейские языки. Х. был также первым осетинским живописцем. Последователь русских художников демократического направления, Х. с большим сочувствием показывал в своих жанровых картинах жизнь простого народа, писал портреты, пейзажи Кавказа.
В 1939 в Орджоникидзе организован дом-музей Х.; в 1955 там же установлен памятник писателю (скульптор С. Д. Тавасиев, архитектор И. Г. Гайнутдинов).
Соч.: Собр. соч., т. 1-5, М., 1959-61; Осетинская лира, Орджоникидзе, 1970.
Лит.: Хадарцева А., Творческая история 'Осетинской лиры', Орджоникидзе, 1955; Джусойты Н., Тема Кавказа в русской литературе и в творчестве Коста Хетагурова, Сталинир, 1955; его же, Коста Хетагуров. Очерк творчества, Сталинир, 1958; Гаккаев К., О языке и стиле Коста Хетагурова, Орджоникидзе, 1957; Салагаева З., Коста Хетагуров и осетинское народное творчество, Орджоникидзе, 1959; Баглаев И., Романтическая поэма Коста Хетагурова 'Фатима', Орджоникидзе, 1970.
Н. Джусойты.