Значение слова АКОСТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое АКОСТА

Акоста, Уриель (прежде: Габриель Да-Коста), известен своеютрагическою судьбою, которая послужила предметом для драматическойпоэзии. род Да-Коста был древний еврейский род в Португалии, давшиймногих знаменитостей и ученых. Когда в начале XVI с. инквизиция сталасвирепствовать в Португалии, многие из членов этого семейства выселилисьв Голландию, где продолжали пользоваться всеобщим уважением и занималипочетное место в обществе. В половине XVI с. мы встречаем Иосифа ДаКостаглавою евр. общины в Амстердаме; другой Да-Коста, Duarta Nunes, былагентом самого португальского короля в Гамбурге. Оставшиеся в Португалиичлены этого семейства были вынуждены принять католичество. Из них однисделались искренними христианами и занимали высокие должности, светскиеи духовные; мы даже встречаем одного Да-Коста, по имени Валтасар,приором иезуитского ордена на Малабаре. Другие же сделались христианамитолько для виду, оставаясь евреями по убеждению и исполняя втайнееврейские обряды. Они принадлежали к так называемым марранам, закоторыми инквизиция зорко следила и из среды которых она исторгаламногочисленные жертвы. один из предков нашего А., Эммануил Да-Коста, былсожжен на костре. Габриель Да-Коста родился в Опорто в 1594 г., был воспитан вкатолической вере, изучал юриспруденцию и, в 1615 г., занял полудуховнуюдолжность казначея при капитуле одной соборной церкви. Но сухаядогматика католицизма и интриги иезуитов не удовлетворяли пытливый ум ичестную душу 22-х летнего юноши. Он знал о своем происхождении иуглубляясь в чтение книг Ветхого Завета и пророков, лелеял в душе другойидеал о религии - идеал библейского еврейства, и думал найти его средиевреев свободной Голландии После смерти отца своего, он оставил службупри капитуле и вместе с матерью и с братьями, которые разделяли егообраз мыслей, переселился в 1618 г. в Амстердам, вступил в. союз евр.веры, причем переменил свое имя Габриель в Уриель, а в сочинениях своихвместо португальской формы фамилии своей Da-Costa он стал употреблятьлатинскую форму - Acosta. Но и амстердамское еврейство не удовлетворяло А. и не соответствовалоего идеалу. Мертвящая обрядность талмудистов была противна ему не менеекатолической догматики, а произвольное толкование ими текстов св.писания возмущало его так же, как криводушие иезуитов. Он сталпренебрегать талмудическими предписаниями, публично нарушал их и называлраввинов фарисеями. Стало также известным, что А. готовит книгу вопровержение талмудического учения. Эта книга и появилась впоследствии(в 1624 г.), под заглавием: "Ехаmеn traditionum Pharisaeicarumcollatarum cum lege scripta, etc." (Исследование традиций фарисеев всопоставлении с писанным законом). Естественно, что амстердамскиераввины не могли оставаться равнодушными ко всему этому. Они решилиотлучить А. от синагоги, а когда появилась его книга, в которой он междупрочим отрицает бессмертие души, на том основании, что об этом неговорится прямо в св. писании - то они обжаловали ее перед магистратом как книгу еретическую ивредную. Магистратский суд действительно осудил ее, приговорил автора кштрафу в 300 гульденов, а книгу - к сожжению на костре. Произнесенноенад А. отлучение поставило его в изолированное положение, даже близкиеего родственники, которые были все ревностными приверженцами синагоги,стали избегать его. Он однако ж не падал духом и не поддавался; он даженазванную книгу напечатал будучи уже под анафемой. Лишь по истечении 15лет он видел себя вынужденным искать примирения с раввинами. Его к томупобудило, по одним - угрожавшая ему опасность лишиться всего своегосостояния, находившегося в обороте у одного родственника, такжепоклонника раввинизма и не одобрявшего его борьбы с синагогою; по другим- желание устроить наконец свой домашний очаг и жениться, что былонемыслимо, пока он находился под анафемой. По требованию раввинов, А.подписал формальное отречение от прежних своих воззрений, был помиловани снова принять в лоно синагоги. Но вскоре оказалось, что раскаяние егобыло не искреннее: он и после того продолжал пренебрегать талмудическ.предписаниями, и хотя из осторожности уже не выказывал этого публично,как делал раньше, но один из его родственников, фанатик, подстерег его идонес на него раввинскому трибуналу. Его вызвали для объяснений ипредложили ему, как рецидивисту, подвергнуться публичному и позорномусинагогальному покаянию. Он отверг это предложение и был вторичноотлучен от синагоги. Этим счастье его окончательно разбилось. Женитьбаего не могла состояться; родня отвернулась от него; его все избегали,уличные мальчишки преследовали и оплевывали его. Он не мог себе найтизащиты в светском суде, так как действия главных его преследователейбыли тайные, неуловимые, и не наказуемые судом по бездоказательности. Онвсе-таки крепился и выдержал и второе отлучение в течении семи лет;наконец невзгоды и лета сломили его стойкость и он явился к раввинам сповинною, соглашаясь подвергнуться требуемой ими процедуре публичногопокаяния. Он должен был явиться в синагогу, битком набитую народом,взойти на эстраду и громогласно прочесть исповедь во всех сотворенных импрегрешениях; затем, тут же, пред всем народом, раздели его, обнажили допояса и подвергли установленным 39 ударам ремнем по спине (малкус). Ещене удовлетворенные этим, его положили на порог в преддверии синагогитак, что все при выходе должны были перешагнуть через него. Этонеслыханное публичное унижение до того огорчило его, что он решилсяпокончить с собою. Он составил свою автобиографию под заглавием"Exemplar humanae vitae" (образец человеческой жизни), в которой онсильно нападает на раввинское еврейство; затем, зарядив два пистолета,он подстерег на улице злейшего врага своего - фанатическогородственника, виновника всех его невзгод, чтобы отомстить ему, ивыстрелил в него, но промахнулся и не попал, и вторым зарядом застрелилсебя. По сообщению его биографов, А. ум. в апреле 1647 г. 53 лет отроду. Горестная судьба несчастного А. послужила, как известно, сюжетомКарлу Гуцкову для трагедии "Уриель Акоста", хорошо известной; и русскойпублике; но уже раньше А. явился героем беллетристического рассказа "DerSadducaer v. Amsterdam" (1834). Его автобиография, автограф которой былнайден в квартире А. после его смерти Филиппом Лимборхом ипринадлежавший сначала епископу Симону, была издана этим же Лимборхом влатинском подлиннике (Гуда, 1687), а затем вторично с немецким переводомВильгельмом Еллинеком (Лейпциг, 1847), который написал также "A.'s Lebenu. Lehre" (Цербст, 1847). Раньше об А. писали Pierre Baile в его"Dictionnaire" (Ил. 69 ид.), Шудт, "Jud. Denkwurdigkeiten"(l, 286 ид.).- Гретц ("Geschichte d. Juden" X, прим. I) оспаривает годы рождения исмерти А., выставленные его биографами и приходит к заключению что А.род. ок. 1590 и ум. 1640 г.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.