Значение ФЕТ АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФЕТ АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ

Шеншин, Афанасий Афанасьевич [23.11 (5.12).1820, с. Новосёлки, ныне Мценского района Орловской обл., v 21.11 (3.12).1892, Москва], русский поэт. Сын помещика А. Н. Шеншина и Каролины Фет; был записан сыном Шеншина. Однако в 14 лет выяснилась юридическая незаконность этой записи, что лишило Ф. всех дворянских привилегий. В 1844 он окончил словесное отделение философского факультета Московского университета и с целью получить дворянское звание поступил на военную службу (1845). Первый сборник стихов v 'Лирический пантеон' (1840). К началу 60-х гг., периоду резкого размежевания общественных сил, связанного с революционной ситуацией, относятся публицистические выступления Ф. в защиту прав помещиков, носящие подчёркнуто ретроградный характер. Незадолго до этого Ф. вышел в отставку и занялся хозяйством в своём поместье; мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив 4 сборника стихов под общим название 'Вечерние огни' (1883v91).

Ф. v принципиальный сторонник доктрины 'чистого искусства', избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В то же время его поэзия v в более широком смысле v имеет твёрдую жизненную почву. Поэту, движимому стихийным стремлением воплотить в стихах само 'вещество существованья', удалось мастерски передать материальную реальность мира, данную человеку в его непосредственном восприятии. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу ('Весна и ночь покрыли дол', 1856-), поэт как бы растворяет своё 'я' в стихии органической жизни ('Какое счастие: и ночь, и мы одни!', 1854). Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Ф. природа v 'весны таинственная сила' ('Ещё майская ночь', 1857), 'чудные картины' зимы ('Какая грусть! Конец аллеи', 1862), вечера и ночи ('Шёпот, робкое дыханье', 1850, 'На стоге сена ночью южной', 1857). 'Пейзаж души' дан у Ф. в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Особенно ярко вкус к живописным, пластически картинам проявился у Ф. в антологических стихах ('Вакханка', 1843, 'Диана', 1847). Своеобразие психологизма Ф. в том, что он с несвойственной дотоле рус. поэзии конкретностью воссоздал в лирике мимолётные душевные настроения и состояния v эту текучую 'материю' всякой человеческой жизни. Поэзия Ф. музыкальна, мелодична. Поэт предпочитает подчас иметь дело не со смыслом, а со звуком v особо податливым материалом для выражения сиюминутного настроения.

Ф. известен как переводчик Горация, Овидия, И. В. Гёте и др. древних и новых поэтов. Впервые перевёл на рус. яз. трактат А. Шопенгауэра 'Мир как воля и представление' (1881). Автор мемуаров 'Мои воспоминания' (ч. 1v2, 1890), 'Ранние годы моей жизни' (опубликовано в 1893). Многие стихи Ф. положены на музыку.

Соч.: Полное собрание стихотворений. [Вступ. ст. Б. Я. Бухштаба], 2 изд., Л., 1959; Вечерние огни. [Послесл. Д. Благого], М., 1971 (имеется библ. муз. произв. на стихи, вошедшие в это издание).

Лит.: Эйхенбаум Б. М., Фет, в его кн.: О поэзии, Л., 1969; Озеров Л., А. А. Фет. О мастерстве поэта, М., 1970; Бухштаб Б. Я., А. А. Фет. Очерк жизни и творчества, Л., 1974; Благой Д., Мир как красота. О 'Вечерних огнях' А. Фета, М., 1975; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. v Л., 1962.

В. И. Масловский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.