теория, термин, традиционно используемый для обозначения социологических концепций, пытающихся объяснить изменение состояний общества воздействием какого-либо явления, признаваемого единственным фактором, определяющим эти изменения.
В истории социальной мысли известно несколько попыток такого объяснения механизма развития общества. К их числу относятся географические, демографические, психологические, в конце 19 в. v технологические и и др. виды детерминизма . Однако всякий раз эти попытки приводили к ситуации (которую Г. В. Плеханов назвал заколдованным кругом взаимодействия), вызываемой тем, что явление, используемое в качестве фактора, прежде чем стать. причиной, было следствием (см. 'К вопросу о развитии монистического взгляда на историю', гл. 2). В конце 19 v начале 20 вв. ряд буржуазных социологов (М. Вебер , М. М. Ковалевский ) , неправомерно изображая марксизм как однофакторную теорию v экономический детерминизм, противопоставлял ему т. н. концепцию множества факторов, согласно которой развитие общества определяется одновременным воздействием экономических, демографических, религиозных, психологических и др. факторов. Подобная позиция приводит к эклектике, механическому соединению различных факторов.
К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин отвергли попытки вульгаризации марксизма, изображения его как экономического детерминизма. Марксизм рассматривает общество как развивающуюся систему, изображает '... весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами)' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 37), выделяя при этом в качестве определяющего способ производства . См. также Исторический материализм . Формация общественно-экономическая .