Значение ТАМИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ТАМИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

литература, литература тамилов . Её истоки восходят к началу 1-го тысячелетия: поэтические сборники 'Восемь антологий' и 'Десять песен', в которых описаны сельская и городская жизнь древних тамилов, странствия поэтов, доблести царей; особое место занимает любовная лирика. Литературные нормы древней поэзии, близкой фольклору, закреплены в самом раннем грамматическом трактате в стихах 'Толькаппиям'. К середине 1-го тысячелетия относятся сборники афористической поэзии 'Тирукурал' и 'Наладияр'. Влияние буддизма и джайнизма заметно в поэмах 2-й половине 1-го тысячелетия: 'Повесть о браслете', 'Жемчужный поясок', 'Валаябади', 'Кундалакеши' (две последние сохранили в отрывках), 'Волшебный самоцвет Дживаки'.

Поэма 'Рамаяна' Камбана (10-11 вв.) и др. переложения, в которых использованы образы тамильскою мифологии, отходят от простого подражания и начинают изображать национальную жизнь Оттаккуттан (12 в.) и Пухаженди (13-14 вв.) развивали светскую придворную поэзию. Распространение получил искусственный выспренний стиль поэзии и прозы, для которого характерно сочетание элементов тамильского языка и санскрита. Выделение в индуизме течений - шиваизм и вишнуизм породило обширную литературу бхакти, берущую начало в 7-8 вв.: антология '4000 священных гимнов', почитающихся и ныне вишнуитами наравне с ведами , 12 'Священных сборников', большая часть которых собрана около 11 в. Намби Андаром Намби, стихи Самбандара (7 в.), поэтов 8 в. Аппара и Сундарара, сборник стихов 'Священное речение' Маникка-вашагара (9 в.) и 'Перияпуранам' Секкилара (12 в.). Позднее выделяются религиозные поэты Арунагири (15 в.), Шивапрахасар (17 в.), Тайюманавар (18 в.) и др.

В 19 в. происходит значительный подъём тамильской культуры. Распространяются просветительские идеи, усиливается интерес к национальной культуре и литературе. В 1831 появились первый тамильский журнал 'Тамил патрика', в 1880 первая газета 'Свадеса-миттиран'. Началось обновление традиционной поэзии. Проза, зародившаяся в 17-18 вв., утверждается как самостоятельный род литературы в19 в. Один из её зачинателей - С. Веданаягам Пиллаи (1826-89), автор первого тамильского романа 'История Пратапа Мудалияра' (1879). Выделяются также романисты Б. Раджам Айяр (1872- 1898), А. Мадавия (1874-1926). Развитие рассказа первоначально связано с переводами и адаптациями произведений западноевропейских новеллистов. С оригинальными рассказами выступили С. Айер (1881-1925), Мадавия, выражавшие антиколониальные тенденции. В основе ранних прозаических произведений - просветительский реализм. В поэзии начала 20 в. выдающееся место принадлежит Суппирамании Баради (1882-1921), в стихах которого прозвучали патриотические, антиколониальные, антифеодальные мотивы; одним из первых в Индии он приветствовал Октябрьскую социалистическую революцию ('Новая Россия', 1918).

В Т. л. 20 в. большую роль играют литературно-художественные журналы 'Ананда вихадан' (с 1924), 'Калаимахаль' (с 1931) и 'Кальки' (с 1941). Прозаик Кальки (1899-1954) упрочил жанр исторического ('Любимый сын Кавери', 1947-48) и социального романа ('Шум волн', 1953). Известностью пользуются социально-бытовые романы Р. А. Махадевана (1913- 1957), романы 50-60-х гг. 'Кусок угля' и др. М. Варадараджана (1912-73), повесть 'Сердце женщины' (1952), роман 'Дом соседа' С. Тирипурасундари (р. 1921), психологический роман 'Взволнованное сердце' (1953) Ахилана (р. 1923), а также творчество Ч. Рагунадана (р. 1923) - переводчика произведений М. Горького, Д. Джеякандана (р. 1934) - автора повестей и рассказов, романа 'Разное время, разные люди' (1973). Заметный вклад в развитие новеллы внесли Пуду-мейппиттан (1906-48), К. В. Джаганнадан (р. 1906), Н. Пиччамуртти (р. 1901), Т. Джанакираман (р. 1921), Г. Ажахирисами (р. 1923).

Развивается тамильская драматургия, испытывающая влияние Г. Ибсена и А. П. Чехова . Трактовка характеров становится более реалистичной, психологически точной. Радио содействует упрочению одноактной драмы (Б. С. Рамайя) др. В Дели, Бомбее и Калькутте существуют ассоциации тамильских писателей, издающие литературно-художественную периодику. С 1941 функционирует Тамильская ассоциация Коломбо. Т. л. оказала влияние на развитие литературы др. народов Индии. (1930).

Лит.: Смирнова И., Краткий очерк развития тамильской литературы (до конца XIX в.), в кн.: Литературы Индии, М., 1958; Vaiyapuri PillaiS., History of Tamil language and literature, Madras, 1956; Meena kshisundaran Т. P., A history of Tamil literature, Annamalainagar, 1965; Kailasapathy К., Tamil heroic poetry, Oxf., 1968.

В. А. Макаренко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.