Значение слова СОФОКЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

СОФОКЛ

(Sophokles) (около 496-406 до н. э.). Древнегреческий драматург. Родился в предместье Афин - Колоне. Избирался на важные государственные должности, был близок к кругу Перикла . По античным свидетельствам, написал свыше 120 драм; первую победу на состязаниях трагических поэтов одержал в 468. Целиком дошли до нас трагедии 'Аякс' (до 442), 'Антигона' (около 441), 'Царь Эдип' (около 425), 'Филоктет' (409), 'Трахинянки' и 'Электра' (даты обеих неизвестны), 'Эдип в Колоне' (поставлена в 401). От прочих произведений сохранилось много фрагментов.

Мировоззрение С. отражает сложность и противоречивость афинской демократии периода её высшего расцвета. С одной стороны, демократическая идеология, выросшая на основе '... совместной частной собственности активных граждан государства...' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 21), видела свой оплот во всевластии божественного промысла, в незыблемости традиционных установлений; с другой стороны - в условиях наиболее свободного для того времени развития личности всё настойчивее становилась тенденция к её высвобождению из полисных связей. Испытания, выпадающие на долю человека, не могли найти удовлетворительного объяснения в божественной воле, и С., озабоченный сохранением полисного единства, не пытался обосновать божественное управление миром какими-либо этическими соображениями. В то же время его привлекал активный, отвечающий за свои решения человек. В 'Аяксе' герой осознаёт несовместимость содеянного им с нравственным кодексом доблестного вождя и в добровольной смерти находит освобождение от позора и бесчестья. В 'Царе Эдипе' непреклонное расследование героем тайны своего рождения и прошлого возлагает на него объективную ответственность за невольные преступления, хотя и не даёт основания толковать трагедию в категориях субъективной вины и божественного возмездия. Цельным, неколебимым в своём решении человеком предстаёт Антигона с её героической защитой 'неписаных' законов от произвола отдельной личности, прикрывающейся авторитетом государства. Герои С. свободны от всего второстепенного и слишком личного, в них сильно идеальное начало. Введение третьего актёра позволило С. усилить напряжение в развитии действия, обогатить изображение вовлечённых в него лиц. Несмотря на увеличившийся состав хора (15 человек), объём и значение хоровых партий в трагедиях С. существенно сократились по сравнению с произведениями Эсхила.

Сюжеты и образы С. использовались как в последующей античной (Акций, Сенека), так и в новой европейской литературе от эпохи классицизма (Ж. Ротру, П. Корнель) вплоть до 20 в. (Ж. Жироду, Ж. Ануй, Б. Брехт и др.). Глубокий интерес к творчеству С. проявлялся в исследованиях и высказываниях по теории трагедии (Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, братья Шлегель, Ф. Шиллер, В. Г. Белинский). С середины 19 в. трагедии С. ставятся в театрах всего мира.

Соч.: Sophocle, Tragedies, t. 1-3, P., 1955-60: в рус. пер. - Драмы. Пер. Ф. Зелинского, т. 1-3, М., 1914-15; Трагедии. Пер. С. Шервинского, М., 1958.

Лит.: Радциг С. И., К вопросу о мировоззрении Софокла, 'Вестник древней истории'. 1957, | 4; Lesky A., Die tragische Dichtung der Hellenen, 3 Aufl., Gott., 1972, S. 169-274.

В. Н. Ярхо.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.