(Smetana) Бедржих (2.3.1824, Литомишль, - 12.5.1884, Прага), чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Учился в Праге у И. Прокша. Уже в детстве С. познакомился с идеями 'будителей' . С 1847 концертировал как пианист (свыше 20 лет). В 1847-56 руководил основанной им в Праге музыкальной школой. В 1856-61 жил в Гётеборге, выступал как симфонический дирижёр и пианист. В эти годы создал '6 характерных пьес' (2 тетради, 1848; одобрены Ф. Листом) и 'Воспоминания о Чехии в форме полек' для фортепиано. (1860), симфонические поэмы 'Ричард III' (по Шекспиру, 1858), 'Лагерь Валленштейна' (по Шиллеру, 1859) и 'Гакон Ярл' (по Эленшлегеру, 1861). С 1862 выступал как симфонический и хоровой дирижёр и пианист в Праге; преподавал, писал музыкально-критические статьи, был организатором музыкально-общественных и просветительских мероприятий. С 1863 руководил мужским хором 'Глагол Пражский' и музыкальной секцией артистического клуба 'Умелецка беседа'. В 1866-74 был оперным дирижёром во 'Временном театре', обогатил его репертуар - наряду с западноевропейскими классическими операми исполнял сочинения чешских композиторов Ф. Шкроупа, К. Бендля, Л. Мехуры и др.; дирижировал также операми М. И. Глинки и оперой 'Галька' С. Монюшки. Руководил постановкой здесь собственных опер (дирижировал многими премьерами), ставших основой национального оперного репертуара. Всего написал 9 опер, в том числе историческую музыкальную драму 'Бранденбуржцы в Чехии' (соч. 1863), призывавшую к освобождению от национального и социального гнёта, и наиболее известную (ставится и в современных театрах многих стран) комическую оперу 'Проданная невеста' (1866, Прага; 3-я редакция, 1870, Петербург), отличающуюся реалистичностью картин народного быта, жизнерадостностью, мелодичностью музыки, основанной на народный напевах и ритмах чешских танцев. Опера-трагедия 'Далибор' (1868) вызвала полемику, в которой С. поддерживали прогрессивные деятели чешской культуры (в т. ч. Я. Неруда, О. Гостинский); с другой стороны, С. обвиняли в отходе от национальных традиций (влияния Листа и Р. Вагнера).
В связи с потерей слуха С. оставил пост дирижёра и поселился в деревне Ябкенице близ Праги, где создал свои лучшие оркестровые сочинения - цикл 'Моя Родина' (1874-79), состоящий из 6 программных симфонических поэм ('Вышеград', 'Влтава', 'Шарка', 'В чешских лугах и лесах', 'Табор', 'Бланик'), в которых воспеваются чешская природа и чешский народ (по национальным героическим преданиям); там же написаны оперы 'Тайна' (1878), 'Чёртова стена' (1882) и 'Виола' (не окончена, пост. в 1924), 2 струнных квартета (1-й, автобиографический, - 'Из моей жизни', 1876; 1883) и другие камерно-инструментальные сочинения, хоры, 'Чешские песни' для фортепиано. (1879).
Творчество С., композитора-патриота, боровшегося за передовые художественные идеалы, отличающееся национальным своеобразием и высоким мастерством, определило дальнейшие пути развития чешской музыки. Его именем в Праге названы концертный зал, струнный квартет, музыкальное общество, публикующее полное собрание его сочинений. В Праге имеется (с 1928) Музей С. с филиалами в Литомишле и Ябкенице.
Лит.: Гулинская З., Бедржих Сметана, М., 1959; Мартынов И., Бедржих Сметана, М., 1963; Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 2, М., 1973, гл. 3; Hostinsky О., Bedrich Smetana a jeho boj о moderni ceskou hudbu, Praha, 1901; Nejedly Z., Bedrich Smetana, kn. 1-7, Praha, 1950-54; Plavec J., Smetanova tvorba sborova, Praha, 1954; Soupis dopisu Bedricha Smetany, 'Miscellanea musicologica', 1960, sv. 15; Clapham J., Smetana, L., 1972.
И. Ф. Бэлза.