(от греч. synaisthesis - совместное чувство, одновременное ощущение), феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфичное для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом, при этом часто таким, которое характерно для другой модальности. Типичный пример С. - 'цветной слух', равно как и звуковые переживания при восприятии цвета, и т. п. С. отнюдь не указывают на расстройство восприятия, они в той или иной форме и степени встречаются почти у каждого человека. Виды С. различаются прежде всего по характеру возникающих дополнительных ощущений: зрительные (т. н. фотизмы), слуховые (фонизмы), вкусовые, осязательные и т. д. С. могут возникать либо избирательно, только на отдельные впечатления, либо же распространяться на все ощущения какой-либо области. Характерным примером С. является восприятие музыки некоторыми композиторами; именно такие С. привели А. Н. Скрябина к мысли о 'синтетическом искусстве', где музыкальным тональностям соответствовали бы определённые цвета (симфоническая поэма 'Прометей', 1910); С. эти не однотипны у разных лиц; например, с одной и той же тональностью могут связываться разные цветовые представления. Явление С. распространено в 'окрашенном' переживании чисел, дней недели и т. п. Удовлетворительной теории С. не существует.
Лит.: Титченер Э. Б., Учебник психологии, ч. 1, М., 1914, с. 162-65; Кравков С. В., Взаимодействие органов чувств, М. - Л., 1948; Лурия А. P., Маленькая книжка о большой памяти, М., 1968, с. 15-19; Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р., Психология восприятия, М., 1973, с. 54-58.
А. А. Пузырей.