Значение слова МЕТАФОРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МЕТАФОРА

(от греч. metaphora - перенесение), 1) троп , основанный на принципе сходства. В основе М. - способность слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи номинативной (обозначающей) функции. Так, во фразе 'сосны подняли в небо свои золотистые свечи' (М. Горький) последнее слово обозначает одновременно два предмета - стволы и свечи. Тому, что уподобляется (стволы), соответствует переносное значение М., являющееся частью контекста и образующее внутренний, скрытый план её смысловой структуры; тому, что служит средством уподобления (свечи), соответствует прямое значение, противоречащее контексту и образующее внешний, явный план.

Т. о., в М. оба плана смысловой структуры даны как бы слитно, тогда как в сравнении - раздельно ('стволы как свечи'). М. может быть любая знаменательная часть речи: существительное ['в траве брильянты висли'; разновидность - т. н. генитивная конструкция: собственно М. плюс имя существительное в родительном падеже ('колоннада рощи', 'бронза мускулов')]; прилагательное ('утиный нос' - метафорический эпитет); глагол, в том числе причастие и деепричастие ('там, где сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры'). В М. выделяют ряд аспектов: предметный - уподобляемые посредством М. реалии образуют 'предметные пары', у которых общим признаком могут быть цвет, форма и др. свойства; логический - М. как операция с соподчинёнными понятиями; психологический - М. как ассоциация представлений, относящихся к различным сферам восприятия, - зрительной, слуховой, вкусовой и пр. (ср. 'кислое настроение' - синестезия ) , лингвистический - трактовка М. с точки зрения семасиологии , грамматики, стилистики; литературоведческий - М. как поэтическое средство, её зависимость от творческой индивидуальности, направления, национальной культуры. Сферы применения М.: речь нехудожественная - стили обиходно-бытовой (о глупце: 'осёл'), газетно-публицистический ('трудовая вахта'), научно-популярный (о соли: 'съедобный камень'); речь художественная - фольклор (многие загадки и пословицы метафоричны) и художественная литература, особенно поэзия (в трагедии 'Владимир Маяковский' В. В. Маяковского на 10 стр. около 350 М.). Поэтические М., которые запечатлевают эмоциональное состояние, допускают многообразное понимание и нередко близки к символу ('Над бездонным провалом в вечность, задыхаясь, летит рысак...' А. А. Блок). М. могут быть одиночными и развёрнутыми, охватывающими ряд фраз (уподобление Руси 'птице-тройке' у Н. В. Гоголя), абзацев и даже глав.

2) М. называют также употребление слова во вторичном значении, связанном с первичным по принципу сходства; ср. 'нос лодки' и 'нос покраснел', 'поле тяготения' и 'поле за лесом'. Здесь, однако, имеет место не переименование, как в М., а наименование, используется не два, а лишь одно значение, образно-эмоциональный эффект отсутствует, вследствие чего это явление целесообразнее именовать, например, 'метафоризацией'. Ср. Метонимия , Олицетворение , Эпитет .

Лит.: Жирмунский В., Поэзия Александра Блока, в его кн.: Вопросы теории литературы, Л., 1928; Адрианова-Перетц В. П., Очерки поэтического стиля древней Руси, М. - Л., 1947; Мейлах Б., Метафора как элемент художественной системы, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, Л., 1958; Поэтическая фразеология Пушкина. М., 1969; Левин Ю. И., Русская метафора..., 'Уч. зап. Тартус. гос. университета', 1969, в. 236; Корольков В., О внеязыковом и внутриязыковом аспектах исследования метафоры, 'Уч. зап. МГПИ Иностранных языков', 1971, т. 58; Foss М., Symbol and metaphor in human experience, Princeton, 1949; Hester М. B., The meaning of poetic metaphor, The Hague - P., 1967; Shibles W. A., Metaphor: an annotated bibliography and history, White-water (Wise), 1971.

В. И. Корольков.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.