Александр Николаевич [11(23).1.1820, Петербург, - 20.1(1.2).1871, там же], русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835-1840 обучался в Училище правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840-1868 служил в различных ведомствах министерств юстиции и внутренних дел. Много занимался музыкой (играл на фортепиано, виолончели), самостоятельно овладевал композиторской техникой; изучал философию, художественную и музыкальную литературу. К 40-м гг. относятся первые композиторские опыты (неоконченная опера 'Мельничиха из Марли' и др.). С 1851 С. постоянно выступал в печати в качестве музыкального критика (впервые на страницах некрасовского 'Современника'). С начала 50-х гг. был участником музыкальных вечеров у М. И. Глинки (знакомство с ним состоялось ещё в 1842), общение с которым сыграло большую роль в формировании эстетических и творческих принципов С. В 1856-57 сблизился с молодыми композиторами, ставшими впоследствии членами творческого объединения 'Могучая кучка' . Позже резко разошёлся с ними. Во время заграничных поездок (с 1858) С. познакомился с Ф. Листом, Г. Берлиозом, Р. Вагнером и др. Был приверженцем и пропагандистом творчества и принципов музыкальной драмы Вагнера. В 1867 совместно с женой В. С. Серовой издавал журнал 'Музыка и театр'.
Основная область творчества С. - опера. Он боролся за реализм, за расширение круга оперной тематики и освоение новых жанров (историко-легендарная, народно-бытовая опера). С. отличали знание законов музыкальной драматургии, умение сочетать музыку со сценическим действием. Однако его музыкальному стилю присущи некоторая пестрота и эклектичность. С. принадлежат оперы: 'Юдифь' (на сюжет библейской легенды, 1863, Мариинский театр), 'Рогнеда' (на сюжет из рус. истории, 1865, там же), 'Вражья сила' (по пьесе А. Н. Островского 'Не так живи, как хочется', завершена Серовой и Н. Ф. Соловьевым, поставлена посмертно, 1871, там же). Написал также симфонические, хоровые и др. произведения.
С. - один из крупнейших представителей русской классической музыкальной критики. Поборник реализма, он в своей литературно-музыкальной деятельности сочетал боевую публицистичность с мастерством эстетического анализа и научно-исторической обоснованностью суждений. С. во многом следовал принципам В. Г. Белинского, однако порой позиции С. были непоследовательны и противоречивы. Среди его трудов - работы о Глинке (в т. ч. 'Опыт технической критики над музыкою М. И. Глинки', 1859), в которых он обосновал его значение как создателя русской национальной музыкальной школы (но С. не понял своеобразия драматургии оперы 'Руслан и Людмила'), о А. С. Даргомыжском, В. А. Моцарте, Л. Бетховене, Вагнере. Для С. были характерны прямота суждений, литературный темперамент, блеск и острота изложения, полемичность.
Соч.: Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892 - 95; Избр. статьи, т. 1-2, М. - Л., 1950-57.
Лит.: Серова В. С., Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович. [Воспоминания], СПБ, 1914; Хубов Г., Жизнь А. Серова, М. - Л., 1950: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 2, в. 3-4, М., 1969-73.