? замечательный русский композитор и критик; род. в С.-Петербурге 11 января 1820 г., скончался там же 20 января 1871 г. Блестяще окончив курс в училище правоведения в 1840 г. и получив через несколько лет место товарища председателя Таврической уголовной палаты, С. никак не мог сродниться с службой, от которой его постоянно отвлекала любовь к музыке. Наконец, несмотря на самые стеснительные материальные условия, он вышел в отставку и посвятил себя исключительно музыкальным занятиям. В детстве и отрочестве С. не имел особенного влечения к музыке; его больше занимала литература, также рисование. Страсть к чтению, которая не покидала его никогда, выработала из него впоследствии выдающегося энциклопедиста. Поворот С. к музыке совершился в училище правоведения, где на музыку было обращено тогда особое внимание. Кроме игры на фортепьяно, С. выучился игре на виолончели, под руководством Карла Шуберта, и принимал деятельное участие в оркестре училища. Переложение оркестровых партитур на фортепьяно, чтение музыкально-теоретических книг, самостоятельная практика в композиции были, в сущности, единственной школой этого автодидакта. В начале 40-х годов он стал писать небольшие пьесы, напр. "Cantique pour le violoncelle", "Une fantaisie en forme de valse", ноктюрн, посвященный О. Г. Жебелевой. Просматривая список произведений С., помещенный в библиографическом указателе А. Е. Молчанова ("Библиограф", 1888), можно убедиться, что С. долго втайне испытывал свои силы, прежде чем решился выступить во всеоружии с оперой "Юдифь". Он сочинял фантазии для оркестра, перекладывал на хор народные песни, писал духовные сочинения (напр. рождественская песнь,"Stabat Mater", "Pater noster", "Христос Воскресе" для 4-х голосов, Херувимская), романсы, струнное трио, оставшиеся неоконченными оперы ("Майская ночь", "Мельничиха в Марли") и пр. До появления оперы "Юдифь" на сцене Мариинского театра (16 мая 1863 г.) имя С. как композитора было неизвестно. Его знали как критика живого, полного эрудиции, которому в то время не было равного среди русских писателей о музыке (критические статьи С., разбросанные по 27 журналам, приведены в известность А. Е. Молчановым и изданы в четырех томах в 1892?95 гг.). Кроме того, С. принадлежит весь музыкальный отдел в "Энциклопедическом словаре", выходившем в СПб. в 1861?63 гг. Композиторская деятельность в дни славы С. не мешала ему давать иногда и такие крупные статьи, как "Музыка", "Музыкальная наука", "Музыкальная педагогика", "Руслан и русланисты", "Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл", "Лоэнгрин Р. Вагнера", "А. С. Даргомыжский", "Великое слово великого художника", "Моцарт", "Русская народная песня, как предмет науки" и др. Этюд "Улыбышев против Бетховена" ("Neue Zeitschrift f u r Musik", 1857) вызвал сенсацию в Германии; Лист поместил в 1858 г. сочувственную Серову статью в том же журнале ("Ulibischeff und Seroff, Kritik der Kritik"). В 1870 г. С. был приглашен в Вену на празднование 100-летнего юбилея Бетховена. Изучая иностранных композиторов (в особенности Вебера, Глюка, Моцарта, Баха, Бетховена, Вагнера), восхищаясь гением Глинки, С. воспитал свой талант на прекрасной почве ? и это отразилось на его операх: "Юдифи" (1863), "Рогнеде" (1865) и "Вражьей силе" (1871). В них видна особая любовь к духовному элементу, который с такою силой сказался в молитвах Юдифи, в третьем действии и финале "Рогнеды", в очертании аскетического образа старца Ильи во "Вражьей силе". К местному колориту С. был замечательно восприимчив. В "Юдифи" он переносит слушателей в знойный Восток, в "Рогнеде" ? в старинную Русь, во "Вражьей силе" ? в народную среду более близкой нам эпохи. Как знаток русской песни, ее склада и характерного, вполне к ней подходящего сопровождения, как художник, способный проникаться русским духом, С., особенно во "Вражьей силе", является настоящим народным композитором. В оркестровке Серов был замечательным колористом. Хотя С. был самым искренним поклонником Вагнера, но нельзя сказать, чтобы он был его подражателем. Теорией последнего периода творчества Вагнера С. не увлекался. Хоры, дуэты, ансамбли были для С. элементами ценными, которых ему не приходило в голову выбрасывать за борт. Сходился С. с Вагнером в признании огромного значения, которое должно иметь в опере слово. От тематизма С. не отказывался, но никогда не доводил его до чего-то механического, до сплошной сети сплетающихся тем, сообщающей музыкальной драме характер чего-то деланного. Из других музыкальных произведений С. изданы в настоящее время немногие: "Ave Maria" ? церковная ария, музыка к драме "Нерон" Жандра, "Гречаники", малороссийская плясовая песня, "Гопак", малороссийская пляска, "Пляска запорожцев" ? увертюра к комической опере для фортепьяно в 4 руки, несколько романсов и хоровые переложения малороссийских песен. Работая над оперой "Вражья сила", С. предполагал по ее окончании приступить к сочинению комико-фантастической оперы на сюжет из повести Гоголя "Ночь на Рождество", а затем к большой трагической опере на сюжет из эпохи гуситских войн. Он набросал несколько эскизов оперы "Ночь перед Рождеством", но неожиданная смерть разрушила его планы. Оставшиеся недоконченными номера "Вражьей силы" были дооркестрованы ?. Ф. Соловьевым, а эскизы из оперы "Ночь перед Рождеством" вошли в сюиту, составленную для фортепьяно в две руки В. С. Серовой, супругой покойного композитора. С. похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. См. "Русская сцена", 1865, ¦ 2; "А. Н. С.", музыкальный очерк В. В. Стасова ("Русская старина", 1875?78); "Композитор А. Н. С.", из воспоминаний А. В. Старчевского ("Наблюдатель", 1888); "Материалы для биографии С." (СПб., 1889); "А. Н. С.", биографический очерк В. С. Баскина (1890); "Библиограф", 1885, ¦¦ 3, 11; "Музыкальный свет" (1874, ¦¦ 1, 5).
Н. С.