(от первого слова латинского текста: 'Requiem aeternam dona eis, Domine' - 'Покой вечный дай им, господи'), траурная заупокойная месса , посвященная памяти усопших. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей ('Глориа', 'Кредо'), вместо которых вводятся другие ('Реквием' вначале, далее 'Диес ире', 'Туба мирум', 'Лакримоза' и др.). Композиторы 15-16 вв. создавали Р. в виде циклических полифонического склада хоровых произведений а капелла , основанных на мелодиях григорианского хорала . В 17-18 вв. Р. превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра, обычно не связанное с мелодиями григорианского хорала; полифонические средства выразительности стали сочетаться в нём с гомофонно-гармоническими. Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, исполняется в концертных залах. Всемирную известность получил Реквием Моцарта (1791), законченный его учеником Ф. Зюсмайром. В 19 в. к жанру Р. обращались Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак и др.; наиболее выдающиеся Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1874). Особое место занимает 'Немецкий реквием' Брамса (1868), написанный на немецкий текст. Р. создают и современные композиторы. В их числе 'Военный реквием' Бриттена, в котором литургический латинский текст сочетается со стихотворениями У. Оуэна. Лишены всякой связи с литургическим текстом Р. советских композиторов - 'Симфония-реквием памяти В. И. Ленина' Кабалевского (1933), его же Р., посвященный памяти жертв фашизма (1963), и др.
Лит.: Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. - Lpz., 1909.
Б. В. Левик.