Значение РЕЙНХАРДТ МАКС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РЕЙНХАРДТ МАКС

(Reinhardt) Макс (9.9.1873, Баден, Австрия, - 30.10.1943, Нью-Йорк, США), немецкий режиссёр, актёр и театральный деятель. В 1894 окончил театральную школу при Венской консерватории, играл в театрах Братиславы и Зальцбурга. В 1894-1904 актёр Немецкого театра (Берлин), исполнял главным образом роли стариков: Энгстран ('Привидения' Ибсена), Аким ('Власть тьмы' Л. Н. Толстого) и др. Режиссёрскую деятельность начал в созданном им в 1901 в Берлине артистическом кабаре 'Шум и дым' (позже 'Малый театр'). Руководил также Новым театром (1903-06), 'Каммершпиле' (1906), 'Комедия' (1924), 'Фольксбюне' (1915-19), венским 'Йозефштадттеатром' (1923-37, с перерывом). Основная режиссёрская деятельность связана с Немецким театром, который Р. возглавлял в 1905-33 (с перерывом).

Р. выступал против театральной рутины и натурализма, поверхностного бытового правдоподобия. Его спектакли отличались изобретательностью и фантазией, виртуозным использованием декораций, световых и шумовых эффектов, музыки. Уделял внимание психологической разработке характеров, культуре сценической речи и пластической выразительности игры актёра, использовал пантомиму, танец, акробатику. Ставил спектакли и на арене цирка, в мюзик-холлах ('Царь Эдип' Софокла - Гофмансталя, 1910, 'Нойе Мюнхенер Мюзик-холл', цирк Чинизелли, 1910; 'Миракль' по 'Сестре Беатрисе' Метерлинка, 1911, Олимпиа-холл, Лондон), на городских площадях (средневековая мистерия 'Каждый человек', обработка Гофмансталя, 1920, Зальцбург). Осуществлял постановку пьес немецких классиков (в т. ч. редко ставившихся произведений - 'Фауст', 'Совиновные', 'Ярмарка в Плузерсвейлене' Гёте, 'Солдаты' Ленца, 'Смерть Дантона' Бюхнера) и современных драматургов (Р. Зорге, Ф. Упру и др.). Ставил Мольера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, 'На дне' Горького (под названием 'Ночлежка', 1903, 'Малый театр'; играл Луку), 'Плоды просвещения' (1903, Новый театр) и 'Живой труп' (1913, Немецкий театр) Л. Н. Толстого, пьесы Б. Шоу, Р. Роллана и др. Р. создавал высокохудожественные спектакли, но кризис буржуазной культуры вызывал у него стремление к уходу от современных проблем; в ряде постановок звучали пессимистические и даже мистические мотивы. В 20-30-е гг. с Р. работали молодые прогрессивные режиссёры (Э. Энгель и К. Х. Мартин) и драматурги (Б. Брехт и др.). Значительный успех имела постановка пьесы Г. Гауптмана 'Перед заходом солнца' (1932). Р. был организатором (1928, Вена) 'актёрского и режиссёрского семинара' - первой в Западной Европе школы для режиссёров, инициатором Зальцбургского театрального фестиваля (1920), воспитателем известных актёров (А. Моисси, Г. Эйзольдт, П. Вегенер, Э. Яннингс и др.). В 1933 Р. был вынужден покинуть Германию, работал в Австрии (до 1938), затем во Франции, США. Основал в Голливуде театральную школу, снимал фильмы. Его творчество оказало большое влияние на актёрское и режиссёрское искусство многих европейских стран, а также США.

Лит.: Гвоздев А., Западно-европейский театр на рубеже XIX и XX столетий, М. - Л., 1939; lhering Н., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, В., 1958-61; Jacobsohn S., Jahre der Buhne, Reinbek bei Hamburg, 1965.

И. Я. Новодворская.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.