(Polykleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший во 2-й половине 5 в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики . Статуи П., исполненные им преимущественно в бронзе, утрачены и известны по копиям, а также по свидетельствам античных авторов. От сочинения П. 'Канон' сохранилось 2 фрагмента. Под влиянием пифагореизма П. стремился обосновать и практически воплотить закон идеальных пропорциональных отношений, выражавшийся у него в стремлении к ясной соразмерности отдельных частей гармонически сложенного, прекрасного человеческого тела. Наиболее ярко художественного воззрения П. проявились в его статуе 'Дорифор' (копьеносец; около 440 до н. э.), где пластически противоположные состояния внешнего покоя и скрытого движения, внутреннего напряжения находятся в подчёркнутом равновесии (см. Хиазм ) . Аналогичные принципы присущи и более поздним произведениям П. - 'Раненой амазонке' (около 440-430 до н. э.) и 'Диадумену' (статуе юноши с повязкой победителя; около 420-410 до н. э.); в последнем произведении, более свободном по композиции, вероятно, сказывается влияние Фидия . П. создавал также колоссальные хрисоэлефантинные статуи (например, Геры в аргосском Герайоне). Возможная историческая достоверность и мифологическая идеализация сочетаются в произведениях П. настолько органично, что подлинные темы их во многом неясны (некоторые учёные склонны видеть в Дорифоре Ахилла, а в Диадумене - Аполлона или Париса). П. имел многочисленных учеников и последователей вплоть до эпохи Римской империи (в частности, своим учителем его считал Лисипп ) .
Лит.: Недович Д. С., Поликлет, М. - Л., 1939; Мирон и Поликлет. [Альбом. Вступ. ст. Г. Соколова], М., 1961; Lorenz Th., Polykiet, Wiesbaden, 1972.