? один из величайших древнегреческих скульпторов, родом из Сикиона, глава пелопоннесской школы ваяния, ученик, или, что вероятнее, последователь аргосца Агелада, бывшего учителем Фидия и Мирона; жил в V веке до Р. Хр. Поселившись навсегда в Аргосе, он продолжал работать в духе Агелада, причем в противоположность Фидию, создавшему идеал божественного величия, стремился установить тип внешней человеческой красоты. Он изображал преимущественно фигуры юных атлетов, из которых наибольшей славою пользовались "Дорифор" (копьеносец) и "Диадумен" (юноша, надевающий себе на голову повязку). Первую из этих статуй древние называли каноном, т. е. закономерной; существует даже предание, что она была изваяна П. для подтверждения правил, изложенных в не дошедшем до нас его трактате о пропорциях человеческого тела, имевшем название также канона. Древние писатели (Лукиан и Галлиен) свидетельствуют, что по П. красота тела обусловливалась гармонией отдельных его членов, именно ? известной пропорциональностью пальцев между собой, всех пальцев, вместе взятых, к пясти, этой последней к запястью и т. д. Копию первой из означенных статуй археологи видят в "Дорифоре" Неаполитанского музея, а также в фрагментах торса Берлинского музея и в бронзовой голове Неаполитанского. Но, к сожалению, по неаполитанской статуе нельзя составить себе вполне ясного представления об оригинале, так как ее исполнитель, скульптор римской эпохи, придал фигуре Дорифора, которая в оригинале П. изображала юношу, едва вступающего в зрелый возраст (viriliter puer), мускулистые, мощные формы, сильно напоминающие излюбленный римскими ваятелями тип гладиатора. Равным образом едва ли вполне передают оригинал воспроизведения второй из названных статуй; даже лучшие из них, "Диадумен" фарнесский и "Диадумен" Британского музея, мало соответствуют описанию поликлетовского "Диадумена", представлявшего, если верить преданиям, юношу с нежными, еще развивающимися формами (molliter juvenis). П. воспроизводил также женское тело. По раcсказу Плиния, лучшие скульпторы Греции ? Фидий, Кресилай, Фрадмон и П. ?были приглашены участвовать в конкурсе на исполнение статуи амазонки для Ефесского храма, причем им было предоставлено решить самим, чье произведение окажется превосходнейшим. Каждый из конкурентов отвел первое место своей собственной работе, а на второе все три соперника П. поставили его статую, вследствие чего он и был признан победителем. Повторением амазонки считают "Раненую амазонку" Берлинского музея, изображающую молодую женщину сильного сложения, с крепкими мускулами, но вообще с плавными, округлыми формами. Некоторое отступление от реалистического направления П., выразившегося в вышеперечисленных скульптурах, замечается в исполненной им для аргосского храма хризоэлефантинной статуе Геры, свободным повторением которой, быть может, следует признать фарнесскую Геру Неаполитанского музея. О П. история говорит также как об архитекторе; ему приписывается постройка театра и одеона в Эпидавре. Ср. Friederichs, "Der Doryphoros des Polyktet" (Б., 1 869); Conze, "Beitra ge zur Geschichte der griech. Plastik" (Галле, 1869); Michaelis, "Tre statue Policletee" (в "Аnnаli dell Instituto archeol.", Рим, 1878).
А. А. С?в .