философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта, процесса. О. является необходимым моментом процесса развития, борьбы противоположностей. Диалектика в '... позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели...' (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 22). Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии собственного О., т. е. становится качественно иным. Эта цепь О. старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. При этом развивающийся объект одновременно и становится иным, и в определённом смысле остаётся тем же самым. Например, юность отрицает детство, и сама, в свою очередь, отрицается зрелостью, а последняя - старость. Вместе с тем всё это - различные стадии развития одного и того же человека. Это непрерывное самоотрицание и характеризует прогрессирующее саморазвитие в природе, обществе и познании. 'Истинное - естественное, историческое и диалектическое - отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение...' (Энгельс Ф. там же, т. 20, с. 640).
Диалектическое О.- это прежде всего творческое О., когда старое не просто отбрасывается и уничтожается, но 'снимается', сохраняется в новом качестве (см. Снятие ). В. И. Ленин подчёркивал, что для диалектики существенно '... отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 207). Это 'удержание', единство О. и преемственности в развитии составляет важную черту диалектического О. как универсального принципа бытия, по-разному проявляющегося на различных уровнях организации материи.
Лит.: см. при ст. Отрицания отрицания закон .
А. Г. Спиркин.