Значение НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Владимир Иванович [11(23).12.1858, Озургеты, ныне Махарадзе Грузинской ССР, - 25.4.1943, Москва], советский режиссёр, театральный деятель и педагог, писатель, драматург, народный артист СССР (1936). Основатель (совместно с К. С. Станиславским ) Московского Художественного театра (см. Московский Художественный академический театр им . М. Горького). В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1876-79 учился на физико-математическом факультете Московского университета. В, 70-х гг. начал выступать в качестве театрального критика. Прозаические произведения Н.-Д. отмечены влиянием А. П. Чехова: повести, посвященные деревне, - 'Губернаторская ревизия' (1896), 'Сны' (1898), жизни актёров - 'Драма за сценой' (1896), нравам прессы - 'На литературных хлебах' (1891) и др. Его пьесы 'Новое дело' (1890), 'Золото' (1895), 'Цена жизни' (1896) и др. ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Н.-Д. к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Н.-Д. предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчества. Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли некоторые ученики Н.-Д. (в 1891-1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы. Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства 'переживания', с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Н.-Д. и Станиславского, причём Н.-Д. принадлежало определяющее положение в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова - 'Чайка' (1898), 'Дядя Ваня' (1899), 'Три сестры' (1901), 'Вишнёвый сад' (1904), самостоятельно пьесу 'Иванов' (1904). Н.-Д. способствовал привлечению драматургии М. Горького, вместе со Станиславским поставил 'На дне' (1902). Он осуществил постановки пьес Г. Гаунтмана ('Одинокие', 1899) и Г. Ибсена ('Когда мы, мёртвые, пробуждаемся', 1900; 'Столпы общества', 1903: 'Бранд', 1906: 'Росмерсхольм', 1908). В 1903 Н.-Д. поставил трагедию 'Юлий Цезарь' Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры Н.-Д. - мастерство психологического анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора - убедительно проявились и в постановках русской классики ('На всякого мудреца довольно простоты' Островского, 1910; 'Смерть Пазухина' Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке 'Братьев Карамазовых' Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романа. В то же время противоречивый характер инсценировки 'Бесов' Достоевского ('Николай Ставрогин', 1913) вызвал решительное неприятие спектакля М. Горьким. Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Н.-Д. не всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли 'Анатэма', 1909, и 'Мысль', 1914, Л. Н. Андреева).

Новые перспективы перед Н.-Д. открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. Его вклад в развитие режиссёрского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализма, в воспитании нового актёра - носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизма. Н.-Д. настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в 'Блокаде' Вс. Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных истории и сегодняшней действительности в постановках 'Любовь Яровая' Тренева (1936), 'Половчанские сады' Леонова (1939) и 'Кремлёвские куранты' Погодина (1942). В спектаклях по романам Л. Н. Толстого 'Воскресение' (1930) и 'Анна Каренина' (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Н.-Д. осуществил также постановки русской классической драматургии: 'Гроза' Островского (1935), 'Горе от ума' Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях 'Враги' Горького (1935) и 'Три сестры' (1940). Н.-Д. широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями К. С. Станиславского. В своих обобщениях Н.-Д. исходил из концепции о 'трёх восприятиях театрального представления', 'о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном' - в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение Н.-Д. о 'втором плане сценической жизни актёра', о 'зерне' образа, о 'физическом самочувствии', о 'внутреннем монологе'. Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Н.-Д. вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 при МХТе Музыкальную студию (с 1926 - Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: 'Дочь Анго' Лекока, 'Лисистрата' Аристофана, 'Карменсита и солдат' на музыку Бизе, 'Травиата' Верди, 'Катерина Измайлова' Шостоковича, 'В бурю' Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Из прошлого, 2 изд., М., 1938; Театральное наследие, т. 1-2, М., 1952-54; Пьесы, М., 1962; Режиссёрский план постановки трагедии Шекспира 'Юлий Цезарь', Московский художественный театр, 1903 г., [Вступ. ст. Б. Ростоцкого и Н. Н. Чушкина, М., 1964].

Лит.: Соболев Ю., Вл. И. Немирович-Данченко, П., 1918; Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941; Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. - Л., 1945; её же, Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (лит.); Марков П. А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960.

Б. П. Ростоцкий.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.