Значение НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Николай Алексеевич [28.11(10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области, - 27.12.1877 (8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный деятель. Детские годы Н. прошли в с. Грешнево (ныне с. Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832-37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839-1840 считался вольнослушателем). Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов 'Мечты и звуки', встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером, Н. дал себе слово 'не умереть на чердаке' и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. 'Уму непостижимо, сколько я работал', - вспоминал он позднее. Н. писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александрийского театра (под псевдонимом Н. А. Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале 'Пантеон...', с 1841 - в 'Литературной газете' и 'Отечественных записках' . В 1842-1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с 'литературной подёнщиной' (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк 'Петербургские углы', 1845), Н. пережил перелом, который сам осознал как 'поворот к правде'; он примкнул к натуральной школе . Его стихи наполнились социальным содержанием ('В дороге', 'Родина'). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Н. явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Н. как редактора и организатора литературных сил развернулся в 'Современнике' ;даже в годы политической реакции после 1848 Н. сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы 'с продолжением' ('Три страны света', 1848-49, и 'Мёртвое озеро', 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала женой Н.). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х гг. Н. поручил руководящую роль в журнале Н. Г. Чернышевскому и Н. А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Н. мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; '... все симпатии его были на стороне Чернышевского', - указывал В. И. Ленин (Полное собрание соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Н. сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. 'Только благодаря его великому уму, - вспоминал Чернышевский, - высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал' (Полное собрание соч., т. 15, 1950, с. 793).

На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Н. как народного поэта, сатирика, обличителя 'верхов', заступника угнетённой деревни. Идейное общение с 'новыми людьми' в 'Современнике' помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью ('Поэт и гражданин', 'Размышления у парадного подъезда', 'Песня Ерёмушке', 'О погоде', 'Плач детей'). В 1856 вышел сборник Н. 'Стихотворения', воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859-1861 в поэзии Н. углубляется тема деревни. Его стихи ('Дума', 'Похороны', 'Калистрат') и поэмы ('Крестьянские дети', 1861; 'Коробейники', 1861; 'Мороз, Красный нос', 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Н. в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу 'грозил неумолимый рок', Н. сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьева . Это была ошибка ('звук неверный'), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни ('Прости меня, о Родина! прости!...').

В 1868 Н. удалось взять в свои руки 'Отечественные записки'. Он опубликовал здесь главы поэмы 'Кому на Руси жить хорошо', поэмы о декабристах - 'Дедушка' (1870) и 'Русские женщины' (1872-73), сатиру 'Современники' (1875-76). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Н. воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества , начиналось 'хождение в народ'. Н. стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед её самоотверженностью, звал к подвигу ('Сеятелям', 1876, опубликовано 1877). Последние годы жизни Н., проведённые в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал 'последние песни', в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей 'музе': 'Сестра народа - и моя'. Похороны Н. (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества 'Земля и воля' выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Н. рядом с А. С. Пушкиным.

Поэзия Н., подготовленная предшествующим развитием русской литературы, впитавшая традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Н. среди русских писателей-реалистов 19 в. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. 'Я лиру посвятил народу своему', - сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразия типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Н. - от ранних стихотворений 'Тройка' и 'Родина' до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу. Никто, кроме Н., не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя ('Размышления у парадного подъезда', 'Орина, мать солдатская', 'Пир на весь мир') и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных, мужественных характеров (Дарья, Матрена, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Н. был далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей части крестьянства ('Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел-'). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни: 'Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! '.

Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы ни писал Н. В 'Железной дороге' (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом ('Рыцарь на час', 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Н., овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Н.; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках - 'Княгиня Волконская', 'Княгиня Трубецкая'. В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционно-народническими идеалами 70-х гг. Поэма 'Кому на Руси жить хорошо' (1866-76) увенчивает творчество Н. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Н. вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.

Важнейшая черта творчества Н. - его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах ('Современная ода', 'Колыбельная песня') переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати ('Газетная', 'Песни о свободном слове', 'Суд'). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма 'Недавнее время' (1871) и 'Современники' (1875-1876); в центре второй из них - фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображенных со щедринской силой.

Поэт глубоко национальный, Н. широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.

Многие стихи Н. ещё при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне ('Коробушка', 'Меж высоких хлебов...' и др.). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский ('Калистрат', 'Песня Ерёмушке'), Ц. А. Кюи ('Молодые', 'Сват и жених', 'Внимая ужасам войны', 'Катерина'), С. И. Танеев ('Бьётся сердце беспокойное').

Марксистское литературоведение (Г. В. Плеханов и др.) ещё в дореволюционные годы начало разработку наследия Н. После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещенных или искажённых царской цензурой. Советские некрасоведы заново воссоздают его биографию, изучают мастерство поэта. Работают литературно-мемориальные музеи: Музей-квартира Н. в Ленинграде (с 1946) и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской области (с 1947).

Соч.: Полн. собр. соч. и писем, т. 1-12, М., 1948-52; Полн. собр. стихотворений, т. 1-3, [Л.], 1967; Собр. соч., т. 1-3, М., 1971.

Лит.: Луначарский А. В., Н. А. Некрасов, Собр. соч., т. 1, М., 1963; Литературное наследство, т. 49-54, М., 1946-49: Евгеньев-Максимов В. Е., Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. 1-3, М. - Л., 1947-52; Чуковский К. И., Мастерство Некрасова, 4 изд., М., 1962; Корман Б. О., Лирика Н. А. Некрасова, Воронеж, 1964; Некрасовский сборник, т. 1-5, М. - Л., 1951-73; Гин М. М., От факта к образу и сюжету. О поэзии Н. А. Некрасова, М., 1971; Степанов Н. Л., Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество, 2 изд., М., 1971; Жданов В. В., Некрасов, М., 1971; его же, Некрасов и зарубежная литература, 'Иностранная литература', 1971, | 12; Н. А. Некрасов и русская литература, 1821-1971. [Сб. ст.], М., 1971; Некрасов и литература народов Советского Союза, Ереван, 1972; Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников, [М., 1971]; Иванов Г. К., Н. А. Некрасов в музыке, М., 1972; Corbet С. H., Nekrasov l'homme et le poete, P., 1948; Ашукин Н. С., Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова, М. - Л., 1935; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. - Л., 1962.

В. В. Жданов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.