Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Некрасов Иван Васильевич ( 1871 - 1933 ), протоиерей .
Родился 16 июня 1871 года в селе Петровское Бронницкого уезда, сын священника.
Окончил курс в Московской духовной семинарии по 2 разряду в 1892 году после чего, 20 октября 1892 года, определён учителем церковно-приходской школы в селе Спас-Купля Подольского уезда.
16 июня 1895 года назначен настоятелем храма св. вмч. Димитрия Солунского в городе Руза .
С 14 февраля 1899 года состоял делопроизводителем Рузского отделения Московского епархиального училищного совета, а с 1 сентября 1904 года по 1 сентября 1906 года был законоучителем церковно-приходской школы в Рузе.
Затем состоял наблюдателем церковных школ Рузского уезда с 24 июня 1906 года, помощником председателя Братства Святой Марии Магдалины в городе Рузе с 14 февраля 1907 года.
С 25 марта 1906 года проводил богослужения и вел беседы с заключёнными в рузском тюремном замке.
Состоял духовным следователем благочиния с 11 ноября 1909 года, помощником благочинного с 1912 года, гласным от духовенства в Рузском земском собрании с 1915 года.
В период с 1916 по 1933 год сведений об отце Иоанне нет. Известно лишь, что в этот период он был назначен благочинным Рузского округа .
8 февраля 1933 года отец Иоанн был арестован по обвинению в создании «контрреволюционной группировки церковников, каковая ставила своей задачей свержение Советской власти». Обвинительное заключение по делу о. Иоанна гласило:
В г. Рузе при наличии 4000 жителей, большая часть из коих бывшие купцы, дворяне, мелкие помещики и т. д. церковникам-духовенству удалось сильно привить фанатизм, укрепить церковную веру, на основе чего из верующих повседневно выковывалось недовольство к существующему строю, особенно усиленная антисоветская агитация проводилась в 1931 - 32 г.г., в эти годы церковники сумели воспрепятствовать советско-партийным организациям города в отборе Покровской церкви и Воскресенского собора . Благодаря деятельности церковников, собрания по вопросу закрытия церквей зачастую срывались, срывались и мероприятия по сбору подписей за закрытие церквей. Руководящую роль играл благочинный Некрасов (монархист).
Набор обвинений о. Иоанну предъявляется довольно стандартный для того времени: агитация против колхозов, недовольство Советской властью, ропот на непосильные налоги и т. п. Однако есть и некоторые отличия. В «контрреволюционную группировку» под названием «Волчье гнездо» входят также священник Алексей Наумов (к сожалению, в материалах допросов не указано его место служения, вероятно, это Покровская церковь), диакон Покровской церкви Николай Наумов , староста Покровской церкви Михайлов Василий Михайлович и активные прихожане Покровской и Дмитровской церкви, вероятно, те самые, которые под руководством о. Иоанна и препятствовали закрытию храмов, причём столь успешно, что их решили устранить физически.
Далее в обвинительном заключении значилось:
С целью привлечь людей на свою сторону к/р группа оказывала некоторым верующим материальную помощь. Устраивали сборища в квартире диакона Наумова, просвирни Коренновой и Соляниной, где вели а/с разговоры. Собирали подписи против закрытия Рузского собора. 21 сентября в праздник Рождества Богородицы священник Некрасов и диакон Наумов ходили по деревне с молебном и агитировали против колхозов. В декабре месяце церковный староста Михайлов обратился к верующим с призывом: "Православные, помогите, не дайте закрыть храм, нас душат налогами, нас обирают, пожертвуйте, кто сколько может, чтобы уплатить налог за церковь". В декабре месяце Михайлов обратился к верующим с призывом: "Давайте пожертвуем на открытие Покровской церкви и тут же начал обход с тарелкой".
Все обвиняемые на допросах держались мужественно, отстаивая свои религиозные убеждения, о чем свидетельствуют протоколы допросов:
Я, Некрасов Иван Васильевич, служу священником 37 лет, в г. Рузе среди прихожан я пользовался авторитетом. Ориентации я тихоновской. Считаю действия патриарха Тихона правильными, а интервью митрополита Сергия считаю неправильным, т.к. он сказал что духовенство ни в чем не ущемлено по сравнению с другими гражданами. Вероятно, что он сказал это потому, что не был осведомлён об условиях духовенства. Я считаю, что священник должен быть равноправным гражданином общества, а факты говорят об ином, духовенство оказалось лишённым Советской властью некоторых прав… Я был вынужден говорить верующим о налогах, которые накладываются на духовенство и Церковь, т.к. без помощи верующих я бы не смог заплатить эти налоги… Молебен о власти по распоряжению митрополита Сергия я не служил, т.к. считаю, что раз Советская власть не признает религию, значит, не следует о ней и совершать молебнов… Выселяемых «кулаков» мне было жалко, потому что Советская власть разоряла семейства, нарушала хозяйства и заставляла их бедствовать… «Контрреволюционная группа» в 1931 году действительно сумела уберечь Покровскую церковь от закрытия, но вместо неё закрыли Борисоглебскую …
22 апреля 1933 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР был осуждён на 3 года ссылки в Казахстан этапом через ПП ОГПУ.
По дороге протоиерей Иоанн умер в возрасте 69 лет.
Реабилитация состоялась 1 ноября 1989 года.
Семья
Жена Анна Сергеевна (род. 8 ноября 1871 ), дочь священника.
Дети:
Димитрий (род. 18 августа 1896 ), закончил Вифанскую духовную семинарию .
Алексей (род. 29 сентября 1902 ), обучался в Звенигородском духовном училище .
Награды
набедренник (май 1902 ).
фиолетовая скуфья (май 1906 ).
камилавка (май 1911 ).
орден св. Анны 3 степени (за 12-ти летнее прохождение должности постоянного члена Рузского отделения Московского епархиального училищного совета, май 1916 ).
Использованные материалы
БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института:
http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans -
http://dimruza.narod.ru/5.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент