Значение НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

стихосложение русское, стихосложение русской устной народной поэзии (см. Народное творчество ). В Н. с. различаются три основных типа: 1) говорной стих - употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т.п.; это текст, четко расчленённый на зарифмованные речевые отрезки, обычно со смежными рифмами, без чёткой ритмической организации ('Ложкой кормит, а стеблем глаз колет', 'Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал'). 2) Речитативный, напевный стих - употребителен в былинах (см. Былинный стих ), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях; он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см. Клаузула ), имеет сложное и до сих пор не вполне исследованное ритмическое строение. Наиболее частый размер - 3-ударный (3-иктный), развившийся, по-видимому, из общеславянского 10-сложного стиха; промежутки между сильными местами ( иктами ) здесь колеблются от 1 до 3 слогов, так что строки этого размера в изолированном виде могут звучать и как хореи ('Как во славном было городе во Киеве'), и как анапесты ('Как во славном во городе Киеве'), и как дольники ('Как во славном городе Киеве'), и как тактовики ('Как во славном во городе во Киеве'). У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия. Реже употребляются размеры 2-ударный (например, в былине о Щелкане) и 4-ударный (в некоторых исторических песнях). 3) Песенный стих - употребителен в лирических песнях; колеблется между сравнительно строгим строением (4-стопный или 6-стопный хорей) и очень сложными вариациями (зависящими от напева), законы которых до сих пор не вполне исследованы. Несколько более прост стих частушечных и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореической основе. В литературном стихе говорной тип народного стиха лег в основу досиллабического стихосложения 17 в. и сохранялся в 18 в. в стихе интермедий и интерлюдий, в 19 в. в стихе 'Сказки о попе и о работнике его Балде' А. С. Пушкина, в 20 в. у Демьяна Бедного; речитативный тип воспроизводился в 'Песнях западных славян' Пушкина, 'Песне про царя Ивана Васильевича...' М. Ю. Лермонтова и т.д.; имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у советских поэтов.

Лит.: Востоков А. Х., Опыт о русском стихосложении, СПБ, 1817; Штокмар М. П., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952; Квятковский А., Народный стих, в его кн.: Поэтический словарь, М., 1966; Бобров С. П., Русский тонический стих с ритмом неопределенной четности..., 'Русская литература', 1967, | 1, 1968, | 2; Trubetzkoy N., Three philological studies, Ann Arbor, 1963; Jakobson R., Slavic epic verse, в его кн.: Selected writings, v. 4, 's-Gravenhage, 1966.

М. Л. Гаспаров.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.