Значение НАДЕЖДИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

НАДЕЖДИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Николай Иванович [5(17).10.1804, с. Нижний Белоомут, ныне посёлок Белоомут Луховицкого района Московской области, - 11(23).1.1856, Петербург], русский критик, журналист, историк и этнограф. Родился в семье дьякона. Окончил Московскую духовную академию (1824). В 1831-1835 профессор Московского университета по кафедре теории изящных искусств и археологии. С 1831 издавал журнал 'Телескоп' с приложением газеты 'Молва' , в которых сотрудничал В. Г. Белинский. В 1836 'Телескоп' был закрыт за опубликование 'Философического письма' П. Я. Чаадаева , Н. сослан в Усть-Сысольск, затем в Вологду (1836-1838), где начались его историко-этнографические исследования. В 1843-56 редактировал 'Журнал Министерства внутренних дел'. Под воздействием философии Ф. Шеллинга разрабатывал идеи диалектики. Рассматривая искусство как одно из проявлений мирового духа, прослеживал движение поэзии от объективно-классической формы античности через субъективно-романтические формы средневековья к так называемой синтетической поэзии нового времени, главными признаками которой считал естественность, простоту, выражение 'существенности'. Н. положительно оценил 'Бориса Годунова' А. С. Пушкина, произведения Н. В. Гоголя, О. Бальзака, но в то же время считал недостаточно глубокими такие произведения Пушкина, как 'Евгений Онегин', 'Граф Нулин'. По словам Н. Г. Чернышевского, Н. '... первый прочно ввел в нашу мыслительность глубокий философский взгляд' (Полное собрание сочинений, т. 3, 1947, с. 163). Н. сыграл значительную роль в формировании эстетических принципов реализма, выступив как предшественник В. Г. Белинского. Н. активно работал в Отделении этнографии Русского географического общества (с 1848 председатель отделения). Был одним из пионеров исторической географии в России ('Опыт исторической географии русского мира'. 'Библиотека для чтения', 1837, | 6, ч. 2). Исторические взгляды Н. нашли отражение в статье 'Европеизм и народность в отношении к русской словесности' ('Телескоп', 1836, ч. 31), 'Об исторических трудах в России' ('Библиотека для чтения', 1837, | 1), в которых были весьма сильны мотивы официальной народности. В мировоззрении Н. противоречиво сочетались монархизм и отрицательное отношение к революции с идеями демократизации общества.

Соч.: Литературная критика. Эстетика. [Вступ. ст. Ю. Манна], М., 1972.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 1, СПБ, 1890; Козмин Н. К., Н. И. Надеждин, СПБ, 1912; Манн Ю., Н. И. Надеждин - предшественник Белинского, 'Вопросы литературы', 1962, | 6 .

Большая советская энциклопедия, БСЭ.