Значение ЖУРНАЛЫ РУССКИЕ в Литературной энциклопедии

ЖУРНАЛЫ РУССКИЕ

I. ДВОРЯНСКИЕ ЖУРНАЛЫ ЭПОХИ РАСЦВЕТА КРЕПОСТНОГО ХОЗЯЙСТВА [XVIII в.][/b]. — Как и на Западе, в России Ж. появились позже, чем первые печатные газеты. Их появление вызвано было развитием хозяйственной и общественной жизни и, в связи с этим, ростом культурных потребностей господствовавшего класса — землевладельческого дворянства. Понадобилось свыше полувека с того времени, как Петром I была создана первая (правительственная) газета, чтобы мог найти читателей первый русский Ж. «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» [1755—1797]. Издание его было начато в Петербурге Академией наук под ред. академика Герарда Фридриха Миллера. Однако прообразом научного журнала можно считать «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях», служившие приложением к издававшимся Академией наук «С.-Петербургским

218 ведомостям» [с 1728] и начавшие выходить под ред. того же Миллера, тогда еще адъюнкта, одновременно редактировавшего и газету. Для русских Ж. уже в момент их возникновения образцами служили Ж. французские, немецкие и английские (знаменитые «The Tattler», «The Spectator», «The Guardian», издававшиеся Стилем и Аддисоном в начале XVIII в.). «Ежемесячные сочинения», помещавшие как оригинальные, так и переводные научно-популярные статьи и литературно-художественный материал, быстро проложили дорогу для других Ж., рост которых начался с середины XVIII века. Вторым по времени появления был еженедельный чисто лит-ый Ж. «Праздное время, в пользу употребленное» [1759—1760], составлявшийся и издававшийся в Петербурге воспитанниками привилегированного дворянского учебного заведения — Шляхетного кадетского корпуса, — первое в России частное периодическое издание. Вслед за ним потянулся ряд литературных Ж., издававшихся писателями того времени: «Трудолюбивая пчела» [1759] Сумарокова, «Полезное увеселение» [1760—1762] Хераскова (первый появившийся в Москве Ж.), «Невинное упражнение» Богдановича [1763] и др. В последующие десятилетия XVIII века возник ряд журналов, откликавшихся почти на все хозяйственные и культурные запросы столичного и провинциального дворянства. На протяжении всего XVIII в. Ж. был преобладающим видом русской периодики (за весь XVIII в. в России выходило только 3 газеты). От столичного читателя, разнообразившего чтением свои досуги, Ж. все чаще начинал обращаться к провинциальному читателю. Он стал проникать в помещичью усадьбу, служа здесь не только занятным средством убивать долгие деревенские вечера, но и практическим справочником в хозяйственном обиходе помещичьей семьи. Появились Ж., посвященные вопросам сельского хозяйства, экономики, домоводства, Ж. музыкальные, художественные, Ж. мод, для детей, театральные, духовные, медицинские, естественно-научные, исторические, юридические. Так. обр. за три последние десятилетия XVIII века впервые на русской почве наметились различные по содержанию типы Ж. О создании кадров провинциальных читателей из поместного дворянства свидетельствует также издание Ж. в провинции. Первым Ж., издававшимся в провинции, был «Уединенный пошехонец» [1786], ежемесячно выходивший в Ярославле. Вслед за ним в Сибири появился издававшийся тобольским Главным народным училищем «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» [1789]. Особняком стоит группа сатирических Ж., в большом количестве появившихся в конце 60-х и начале 70-х годов XVIII в. Общественно-политический строй Российской империи и быт господствовавших

219 классов представляли много уродливых явлений, вызывавших на борьбу с ними представителей прогрессивной части землевладельческого дворянства и буржуазии. Но не умея вскрыть социальные корни указанных зол, идеологи этих общественных слоев рассматривали их как результат невежества и верили в силу исправляющей идеи. Инициатором новых изданий явилась Екатерина II, по мысли к-рой в 1769 стал выходить первый в России сатирический Ж. «Всякая всячина». Официальным издателем его состоял статс-секретарь Екатерины — Козицкий. Сатирическая журналистика быстро разрослась: в том же 1769 стали выходить «И то, и сио» Чулкова, «Ни то, ни сио» Рубана, «Поденьщина» Тузова, «Смесь», «Трутень» Новикова, «Адская почта, или переписка хромоногого беса с кривым» Эмина, в 1770 — «Парнасский щепетильник» Чулкова, «Пустомеля», в 1772 — «Живописец» Новикова, в 1774 — «Кошелек» его же. Неожиданный в условиях русского самодержавного режима расцвет сатирических Ж. мог иметь место благодаря тому, что коронованная корреспондентка французских философов надеялась, негласно руководя журналистикой, [s]le4-219.jpg[/s]

220 использовать ее в своих целях. Выражавшие идеологию буржуазии и прогрессивного дворянства сатирические Ж. екатерининской эпохи были стеснены в выражении общественно-политических взглядов и могли обращать жало своей сатиры главным образом на бытовые уродства жизни. Пока они осмеивали господствовавшую в дворянском обществе второй половины XVIII века галломанию, невежество, щегольство, они могли чувствовать себя безопасно. Из общественных зол сатира клеймила взяточничество чиновников, казнокрадство и в этом отношении также встречала сочувствие власти. Но попытки выступить против крепостного строя были в большинстве крайне робкими и свидетельствовали только о желании их авторов пробудить гуманное отношение к крепостным крестьянам. Расцвет сатирической журналистики был кратковременен. Уже в 1770 Новиков, прекращая издание своего «Трутня», писал в «Расставании, или последнем прощании с читателями»: «Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь». Возможно, это было результатом той полемики, к-рую «Трутень» довольно резко вел с официозной «Всякой всячиной». Тон статей о крестьянах в новиковском «Живописце» (автором помещенного здесь в 1772 «Отрывка путешествия в*** И***, Т***» считают Радищева) возбуждал недовольство крепостников. Все это могло вызвать со стороны Екатерины неприязненное отношение к сатирическим Ж., среди которых новиковские были самыми выдающимися. Учитывая это, издатели уже сами прекращали выпуск своих Ж. Разразившаяся вскоре же пугачевщина надолго поселила страх в помещиках и в самодержавии и конечно не могла способствовать появлению новых Ж. с прежней тематикой. После гибели первых сатирических Ж. общественная мысль находит приют в изданиях Новикова (см.) . Став в 1775 масоном, он предпринял с филантропическими целями издание первого масонского Ж. «Утренний свет» [1777—1780], заполняя его рядом переводов из древних и новых философов. Являясь первым в России популярным философским Ж., «Утренний свет» нашел широкое распространение. В 80-х гг., когда Новиков в Москве в компании с другими масонами развернул широкую издательскую деятельность, появился ряд издававшихся им Ж., где помещались статьи философского, педагогического, научного, общественного содержания. Наряду с этим Новиков пытался вернуться к сатире в «Московском ежемесячном издании» [1781], а гл. обр. в «Вечерней заре» [1782] и ее продолжении — «Покоящемся трудолюбце» [1784—1785]. Возродить сатирическую журналистику попытался также Крылов в журналах «Почта духов, или ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликумулька

221 с водяными, воздушными и подземными духами» [1789], «Зритель» [1792], «С.-Петербургский Меркурий» [1793], где наряду с сатирическими зарисовками все в большей степени появлялся «серьезный» лит-ый материал. К этой поре Екатерина уже пережила, свое увлечение сатирой. Ее пугало масонство, а еще больше революция во Франции, приведшая к казни короля и установлению мелкобуржуазной диктатуры якобинцев. Вслед за расправой с Радищевым и Новиковым, арест которого [1792] оборвал всю его издательскую деятельность, закрытием «Зрителя» поплатился и Крылов. [s]le4-221.jpg[/s] В XVIII в. уже наметился в зародыше тип того «толстого» Ж., к-рый стал играть крупную роль в XIX в. не только как лит-ое, но и как общественно-политическое издание. В XVIII в. Ж. был или научно-лит-ым («Ежемесячные сочинения») или только лит-ым. Таким лит-ым изданием был в 1783—1784 «Собеседник любителей российского слова», ежемесячник, выпускавшийся Академией наук по инициативе ее директора, кн. Дашковой, при постоянном участии самой Екатерины. В противовес этому Ж., на страницах к-рого резкие выпады Фонвизина

222 тонули в фимиаме, воскуряемом поэтами императрице, в льстивых стихах второстепенных слагателей од, позже выдвинулся «Московский Ж.» [1791—1792] Карамзина, где свои произведения печатали также Державин, Дмитриев, Херасков и др. Этот Ж. пользовался по своему времени большим успехом как орган дворянского сентиментализма (в «Московском Ж.» были напечатаны «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза»). Он содержал также лит-ую и театральную критику. Его независимый в противоположность «Собеседнику» тон (Карамзин поместил в Ж. смелую по тому времени оду «К милости») привел к прекращению Ж. после ареста Новикова. В конце XVIII в. в Ж. все чаще стали появляться публицистические статьи. В 1789 «Общество друзей словесных наук» издавало ежемесячный Ж. «Беседующий гражданин», в к-ром участвовал Радищев, в 1790—1794 выходил в Москве переводившийся с немецкого «Политический Ж. с показанием ученых и других вещей, издаваемый в Гамбурге обществом ученых мужей», где печатались статьи о французской революции. Политические и экономические статьи (напр. отрывки из «Духа законов» Монтескье, из работ итальянского экономиста гр. Пьетро Верри и др.) печатались в «С.-Петербургском Ж.» [1798], к-рый издавали Пнин и А. Ф. Бестужев на средства ученика Лагарпа, будущего императора Александра I, и к-рый являлся лучшим Ж. XVIII в. Находившие себе место в журнале консерватизм переводных немецких статей, конституционализм Монтескье и свободомыслие Радищева отражали те намечавшиеся в среде дворянской интеллигенции течения общественной мысли, к-рые позднее, в период начавшегося в России разложения крепостного хозяйства и крепостного права, выразились в определенных общественно-политических платформах. II. ДВОРЯНСКИЕ И БУРЖУАЗНЫЕ Ж. ЭПОХИ РАЗЛОЖЕНИЯ КРЕПОСТНОГО ХОЗЯЙСТВА [ 1800—1860[/b]]. — В первой половине XIX в. перед землевладельческим дворянством и буржуазией, как промышленной, так и торговой, стал ряд новых экономических и общественно-политических проблем, волновавших общественную мысль и тем способствовавших росту и оживлению периодики. Возрождение русского хлебного экспорта, расцвет промышленности, связанный с континентальной блокадой, борьба промышленного и аграрного капитала, стремление русских промышленников найти рынки сбыта в соседних восточных странах, вызывавшееся узостью внутреннего рынка вследствие недостаточно развитой покупательной способности крепостного крестьянства, политическое оживление, связанное как с наполеоновскими, так и с восточными войнами, — все это толкало к разрешению

223 ряда проблем внутренней и внешней политики не только путем самодержавного приказа сверху, но и в порядке общественного обсуждения. Представляя интересы различных классовых группировок, публицистика на протяжении первых шести десятилетий XIX в. все настойчивее пробивала себе дорогу на страницы Ж. Одновременно общий культурный рост дворянства, чиновничества, части купечества и разночинцев, входивших в общественную, культурную жизнь страны, связанное с этим ростом развитие лит-ры, появление ряда новых лит-ых направлений — все это способствовало укреплению типа лит-ого и учено-литературного Ж. Рост периодической печати, включая Ж. и газеты, на протяжении первых 60 лет XIX в. выразился в следующих цифрах: в 1801 выходило в России всего 10 изданий, за 1801—1810 возникло 77 новых изданий, за 1811—1820 — 51, за 1821—1830 — 62, за 1831—1840 — 121, за 1841—1850 — 57. Первая половина 50-х гг. [1851—1855] дала 31 новое издание, тогда как вторая половина [1856—1860] отмечена появлением 147 изданий, что стояло в связи с бурным ростом общественного движения и подготовлявшимися реформами. Как и в XVIII веке, в первую половину XIX в. обнаруживается преобладание Ж. над газетой. К нему обращался не только любитель лит-ры, но и читатель, интересовавшийся философией, наукой, экономикой, политикой. Один из первых русских Ж. XIX в., «Вестник Европы» (см.) , основанный Карамзиным и посвященный лит-ре, общественным и историческим вопросам, становится в один ряд с лучшими европейскими Ж. той поры. Однако цензурные условия как александровской, так в особенности и николаевской эпохи крайне затрудняли для журналистики возможность освещения общественно-политических вопросов. Поэтому разгоравшаяся между журналами полемика шла главным образом по вопросам лит-ры. Под видом их разбора, и то весьма осторожно, публицисты могли касаться больных тем общественной жизни. Это придало русской лит-ой критике то огромное значение, к-рое она сохраняла за собою вплоть до последних десятилетий XIX в. На каждом шагу Ж. становились жертвой цензуры, до неузнаваемости калечившей их содержание. Некоторые из Ж., даже благополучно миновавшие цензурные препятствия, все же погибали: правительство закрывало их «за вольнодумные суждения». В 1830 Дельвигу было запрещено издание «Лит-ой газеты» за напечатание без перевода французского четверостишия Делавиня, посвященного жертвам июльской революции. В 1832 запрещен журнал Ивана Киреевского «Европеец» (см.) . В 1834 за свою резкую рецензию о драме Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла» поплатился закрытием «Московский телеграф» Н. Полевого (см.). В 1836 «философическое

224 письмо» Чаадаева, появившееся в «Телескопе» Надеждина (см.) , повлекло за собою закрытие Ж., ссылку Надеждина в Вологодскую губ. и объявление Чаадаева умалишенным. Зачастую Ж. гибли из-за равнодушия к ним читателей. Немногие из Ж. могли похвастать достаточным количеством подписчиков («Вестник Европы» в первый же год издания имел 1 200 подписчиков, выпустил № 1 в двух изданиях и принес издателю 6 000 руб. годового дохода; «Библиотека для чтения» в 1834 имела 4 000 подписчиков, «Современник» в 1847 — 2 000, «Отечественные записки» Краевского — до 4 000; «Телескоп» же в 1831 имел 700 подписчиков). 1830 год, ознаменовавшийся появлением холеры в России, оказался одновременно годом «журнальной холеры». Пытаясь выяснить причины этого явления, Белинский писал о погибших Ж.: «Они почти все родились без всякой нужды, а так, от безделья или от желанья пошуметь, и потому не имели ни характера, ни самостоятельности, ни силы, ни влияния на общество и неоплаканные сошли в безвременную могилу». В отношении большинства тогдашних Ж. Белинский был прав. Наряду с дифференциацией Ж. по характеру содержания в первой половине XIX в. отчетливее, чем прежде, выступает дифференциация их по лит-ым и общественным направлениям. Важнейшим типом становится тип литературно-политического Ж. Наряду с ним широко распространяется журнал по преимуществу лит-ый. К последнему типу близко сперва примыкал лит-ый альманах (см. « Альманахи и сборники » ), введенный в обиход русской лит-ой жизни Карамзиным и получивший широкое распространение в 20—30-х гг. Некоторые альманахи, появлявшиеся из года в год, приобретали характер почти периодических изданий и могли конкурировать с литературными Ж. Вызванный ростом Ж. в конце 30-х и начале 40-х гг. кризис лит-ых альманахов вынудил их расширить свое содержание, включить в него публицистику и тем приблизиться к типу литературно-политического журнала. Появление альманахов нового типа в конце 40-х гг. стояло в связи с трудностью добиться разрешения на издание Ж. Наряду с лит-ыми и литературно-политическими Ж. все более развивался тип специального Ж. — экономического, исторического, технического, медицинского, военного и т. д. В отношении общественно-политических взглядов более левую позицию занимал даже издававшийся министерством внутренних дел «Санктпетербургский Ж.» [1804—1809], дававший в неофициальном отделе «переводы, сочинения и известия, до управления касающиеся». Здесь печатались отрывки из Бэкона, Бентама, излагалась социальная утопия Платона. Либеральные взгляды развивал издававшийся И. И. Мартыновым «Северный вестник»

225 [1804—1805], отстаивавший необходимость введения новых гражданских и уголовных законов и свободы печати. С протестом против цензуры выступал и «Ж. российской словесности» [1805] Н. П. Брусилова, где сотрудничал Пнин. Наиболее ярким представителем журнального либерализма александровской эпохи был «Дух Ж.» [1815—1820], издаваемый Г. М. Яценко. Выступая с переводными статьями против философии Фихте и Шеллинга, в политических вопросах этот Ж. стоял на платформе конституционализма. На другом фланге александровской журналистики стояла группа консервативных и националистических Ж., которая отражала шовинистические настроения, охватившие значительную часть дворянства и других общественных слоев в годы войны с Францией. К ним относятся выходивший в Москве «Русский вестник» [1808—1820 и 1824] С. Н. Глинки, резко охранительного направления, и «Сын отечества», появившийся в Петербурге в разгар войны 1812 [1812—1844, 1847—1852] под ред. Н. И. Греча. Впоследствии наряду с Гречем его издателем-редактором был Ф. В. Булгарин [с 1825]. От них Ж. перешел в руки Смирдина, поручившего редакцию его О. И. Сенковскому. Среднее положение между двумя указанными группами Ж. занимала группа мистических Ж., органов тогдашнего масонства. Эту группу составляли московский Ж. «Друг юношества» [1807—1815] М. И. Невзорова и выпускавшийся в Петербурге А. Ф. Лабзиным «Сионский вестник» [1806 и 1817—1818]. Слабые в лит-ом отношении, эти Ж. в общественных вопросах занимали различные позиции. В противоположность консервативному «Другу юношества» «Сионский вестник» выступал со взглядами, в к-рых высшее духовенство усмотрело «якобинщину», поход против церкви; оно добилось его закрытия. Тип лит-ого Ж. александровской эпохи уже отличался от этого же типа предшествовавшего века: с возникновением нескольких литературных направлений всякий серьезный лит-ый Ж. примыкал к тому или иному из этих направлений. Завязывалась полемика, разгоралась лит-ая борьба. Зачастую ее однако вели между собою, как это было в знаменитом споре Шишкова с Карамзиным, политические единомышленники. Защитники классицизма в лит-ре располагали в первых десятилетиях XIX в. рядом Ж. Их теории защищали «Корифей, или ключ лит-ры» [1802—1807] Я. А. Галинковского, «Лицей» [1806] И. И. Мартынова, служивший продолжением его «Северного вестника», «Минерва» [1806—1807] П. В. Победоносцева, «Драматический вестник» [1808], предпринятый кн. А. А. Шаховским при участии Крылова, «Чтение в Беседе любителей русского слова» [1811—1816], орган штаба защитников и

226 хранителей классических теорий, «Амфион» [1815] А. Ф. Мерзлякова и С. И. Смирнова. Органами сентиментализма были «Ж. для милых» [1804] и «Дамский Ж.» [1806], издававшиеся М. Н. Макаровым, «Московский зритель» [1806] и «Аглая» [1808], издававшиеся кн. П. И. Шаликовым. На стороне романтизма находились: «Любитель словесности» [1806] Н. Ф. Остолопова, издававшийся Обществом любителей словесности, наук и художеств под ред. В. Б. Броневского, «С.-Петербургский вестник» [1812], «Соревнователь просвещения и благотворения» [1818—1825], «Дамский журнал» [1823—1833], издававшийся кн. Шаликовым, где принимал участие и издатель ранее существовавшего Ж. с тем же названием — Макаров. Вместе с тем появлялись Ж., не связанные с каким-либо определенным направлением, как напр. «Благонамеренный» [1818—1826] А. Е. Измайлова. Тип лит-ого Ж. на некоторое время стал преобладающим по сравнению с Ж. литературно-политическим. Тяжелые годы, наступившие вслед за разгромом декабристского движения, оттеснили на задний план публицистику. Но лит-ые Ж. продолжали бороться друг с другом. Их правое крыло в конце 20-х гг. составляли «Вестник Европы», издававшийся в то время Каченовским и доживавший последние дни, «Атеней» [1828—1830] М. Г. Павлова, «Галатея» [1829—1830, 1839] С. Е. [s]le4-226.jpg[/s]

227 Раича. После гибели всех трех журналов в «холерном» году, критик Надеждин, боровшийся за синтез классицизма и романтизма, начал издавать «Телескоп» [1831—1836], в качестве приложения к к-рому появилась «Молва. Ж. мод и новостей» [1831—1835]. Вокруг «Телескопа» сгруппировались крупные силы — М. П. Погодин, Шевырев, К. Аксаков, Станкевич, Жуковский, Кольцов, позже Белинский. За романтизм во второй половине 20-х гг. боролся против Каченовского и его сторонников «Московский вестник» [1827—1830], издававшийся Погодиным. Другим ярким сторонником романтического течения был предпринятый Н. А. Полевым «Московский телеграф» [1825—1834], в противоположность «Московскому вестнику» пропагандировавший не немецких, а французских романтиков. Полевой, привлекший к участию в Ж. виднейших писателей (Пушкина, кн. Вяземского, кн. В. Ф. Одоевского, И. В. Киреевского, И. И. Дмитриева и др.), выступал в нем как критик. «Московский телеграф» имел громадный успех. Несколько особняком среди лит-ых Ж. стоят издания аристократической группы писателей. Это — недолговечная «Лит-ая газета» [1830—1831], приближавшаяся к типу лит-ого еженедельника, затеянная Пушкиным, Вяземским, Жуковским и Дельвигом и выходившая под ред. последнего, и издававшийся Пушкиным, а после его смерти П. А. Плетневым, Ж. «Современник» [1836—1866], связанный впоследствии с именами Некрасова, Чернышевского, Добролюбова. Рептильные издания Греча и Булгарина носили ярко выраженный характер коммерческих лит-ых предприятий (чем, помимо всего, возбуждали брезгливость лит-ых аристократов). Наряду с Гречем и Булгариным выросла фигура талантливого, но беспринципного О. И. Сенковского («Барон Брамбеус»), выступившего в 1834 редактором Ж. «Библиотека для чтения» [1834—1864] (см.) , наиболее распространенного Ж. 30-х гг. С этими годами связываются и новые попытки возродить литературно-политический Ж. Одна из первых вех, отметивших эти попытки, — преждевременно погибший «Европеец» (см.) И. Киреевского. За ним последовал по инициативе Погодина «Московский наблюдатель» [1835—1839], не имевший успеха несмотря на крупные имена (Баратынский, Языков, Гоголь, кн. Одоевский, Н. Павлов, И. Киреевский, Хомяков, Шевырев) и перешедший в 1838 под редакцию Белинского, превратившего его в рупор русского гегельянства, понимаемого тогда Белинским как примирение с действительностью. Наметившееся расхождение славянофилов и западников оформилось в 40-х гг. в журналистике на страницах двух крупнейших Ж. Одним был «Москвитянин» [1841—1856] (см.) , издававшийся Погодиным, орган славянофилов. Шевырев, противопоставляя на его

228 страницах Запад и Россию, формулировал «три коренные чувства, в к-рых семя и залог нашему будущему развитию», — чувства религиозное, государственного единства и сознание народности. Наряду с этим Ж. выдвинул славянский вопрос. В 50-х гг. [1850—1856] «Москвитянином» руководила «молодая» редакция (А. Григорьев, Островский, Писемский и др.), боровшаяся за «народность демократическую и прогрессивную». Органом западников в 40-х гг. явились «Отечественные записки» [1839—1884] (см.) , издателем-редактором к-рых был А. А. Краевский, литературным критиком — Белинский. «Отечественные записки» объединили крупнейших представителей западничества (Герцена-Искандера, Некрасова, Тургенева, Панаева, Достоевского). После того как больной Белинский в 1846 прекратил работу у Краевского, западники объединились в «Современнике» (см.) . Политическая реакция 1848—1855 принесла русской журналистике тяжелые испытания. Усилившийся цензурный гнет обесцветил Ж., ожившие вновь лишь во второй половине 50-х гг. Пронесшаяся над страной севастопольская гроза, подготовка крестьянской реформы, некоторое смягчение цензуры открыли широкое поле деятельности для журналистики. Проектировавшаяся реформа затрагивала интересы всех классов, и столкновения их интересов не могли не найти отражения в Ж. В защиту крепостников выступил издававшийся в Москве пензенским помещиком А. Д. Желтухиным «Журнал землевладельцев» [1858—1860]. Интересы либеральных помещиков нечерноземных промышленных губерний отстаивал созданный в Москве М. Н. Катковым в 1856 Ж. «Русский вестник» (см.) , в к-ром участвовали Е. Ф. Корш, П. Н. Кудрявцев, К. М. Леонтьев (в лит-ом отделе печатались: Салтыков-Щедрин, Мельников-Печерский, перешедший сюда из «Современника» Тургенев, Л. Толстой, Достоевский, Гончаров, Островский, Григорович, Фет, А. Майков, Полонский, А. Толстой и др.). Умеренный либерализм Каткова естественно сочетался с доверием к либеральничавшему правительству. Помещики южных черноземных и степных губерний находили отражение своих интересов в новом московском органе славянофилов «Русская беседа» [1856—1860], издателями-редакторами к-рой выступили А. И. Кошелев, Т. И. Филиппов и негласно — И. Аксаков — славянофилы, стремившиеся «завоевать Россию, овладеть обществом». Старая славянофильская программа сопровождалась оговоркой, что Ж. «не будет враждебен к западной цивилизации». При Ж. выходило ежемесячное приложение «Сельское благоустройство» [1858—1859], посвященное вопросам реформы. Славянофилы, объединившиеся вокруг обоих Ж. (И. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, кн. В. А. Черкасский и другие), в крестьянском

229 вопросе отстаивали сохранение общины. Их противником выступил издававшийся профессором И. В. Вернадским «Экономический указатель» [1857—1861], на страницах которого представители буржуазной фритредерской мысли критиковали общинное землевладение, одновременно высказываясь за создание фермерских хозяйств. «Современник», фактически возглавлявшийся Чернышевским, вместе с которым работал Добролюбов, и ставший в это время наиболее читаемым Ж., занял место на левом, социалистическом фланге. Чернышевский заявил себя непримиримым демократом, радикалом, врагом умеренного и половинчатого дворянского либерализма. Он ожесточенно бросился в бой против всех помещичьих попыток под личиной либерализма обезземелить крестьянство, урезать его наделы. Журнальные выступления по крестьянскому вопросу свидетельствовали, что общественно-политическая жизнь страны уже не может обойтись без публицистики. В эти же годы в печати возродилась давно исчезнувшая из русской жизни сатира. Явилась она не только в лит-ой форме, но и в соединении с иллюстрацией. Еще в 1808 известный художник Венецианов выпускал «Ж. карикатур в лицах». Иллюстрированные же Ж. появились в 30—40-х гг.: «Живописное обозрение» А. Семена [1835—1844], «Художественная газета» Н. В. Кукольника [1836—1841] «Иллюстрация» его же [1845—1849]. Одновременно М. Л. Невахович выпускал «Ералаш. Русский карикатурный альбом» [1846—1849]. В конце 50-х гг. выходят одно за другим несколько сатирических изданий. Ряд их открывает собою «Листок знакомых» [1857—1858], издаваемый А. Беггровым, под редакцией карикатуриста Н. А. Степанова. Появление в 1858 Ж. «Весельчак» [1858—1859] — издатель А. А. Плюшар, редактор О. И. Сенковский — вызвало бесконечные подражания. В ряду сатирических и юмористических Ж. («Арлекин», «Гудок», «Развлечение», появившиеся в 1859, «Карикатурный листок» — в 1860, «Гудок» — в 1862, «Заноза», «Оса» — в 1863, «Будильник» — в 1865) наиболее видное место заняла «Искра» [1859—1873] (см.) , издававшаяся Н. А. Степановым и Вас. С. Курочкиным. В редакции ее работали Вл. и Н. Курочкины, П. И. Вейнберг, Г. З. Елисеев, М. Стопановский, Д. Минаев, И. Горбунов, Н. Успенский, Решетников, Плещеев, Алмазов, Буренин и др. Бичуя, как выражалась «Искра», «общественные аномалии», она была прогрессивным демократическим органом, резко обличавшим бюрократию. К сатире в эту эпоху прибегали и «толстые» Ж. Начало положил «Современник», открывший у себя особый юмористический отдел «Свисток». Сатирические журналы, расцветшие в канун и в годы реформ, в последовавшие

230 десятилетия XIX века выродились в пошлые юмористические издания. На протяжении первой половины XIX века в русской журналистике произошли крупные изменения. Характерный для эпохи крепостного строя и крепостнического государства дворянский, помещичий Ж., по мере разложения крепостного хозяйства, уступает постепенно свое место буржуазному и мелкобуржуазному Ж. Рассчитанный ранее на слои придворного, поместного и служилого дворянства, Ж. понемногу расширяет круг своих читателей, находя распространение в провинциальной чиновничьей, купеческой, духовной среде. На его страницах все чаще появляются статьи, отражающие интересы промышленной и торговой буржуазии. Находят в журнале отражение и интересы крепостного крестьянства (помещичьих крестьян — барщинных и оброчных), в защиту которого выступают выходцы из других классов. Издатель-дворянин, бывший характерной фигурой в журналистике начала XIX в., разделявший мировоззрение своего класса, живший его интересами и их же обслуживавший, на протяжении первой половины XIX в. оттесняется в сторону, уступая место журналистам — представителям буржуазии и буржуазно-демократической интеллигенции. Сын сибирского купца Н. А. Полевой, сын сельского священника, выбившийся из семинаристов в профессора университета Н. И. Надеждин — вот первые представители новых, все расширяющихся, кадров журналистов. Развитие промышленности меняет характер изданий, все быстрее превращающихся в предприятия капиталистического типа: издатель, редактор и автор, [s]le4-230.jpg[/s]

231 соединявшиеся прежде в одном лице, теперь становятся отдельными лицами; предприниматель-издатель все чаще начинает отделяться от сотрудника и редактора. Все настоятельнее возникает необходимость в получении гонорара за лит-ый труд. В связи с усложнением жизни расширяется тематика Ж., возникают новые типы их. Появляются новые публицистические формы (фельетон), находит применение в Ж. иллюстрация. Все большую роль начинают играть публицистика и критика, намечается дифференциация изданий по общественно-политической и лит-ой принадлежности. К началу 60-х гг., к эпохе, получившей впоследствии у русской буржуазии название «эпохи великих реформ», Ж. оказываются уже вполне зрелым лит-ым явлением. III. Ж. ЭПОХИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА [ 1860—1900[/b]]. — Крестьянская реформа 1861 повлекла за собою ряд других реформ (земскую, городскую, судебную и др.), поставив тем на очередь множество вопросов общественно-политического характера. Но темп развития промышленности непосредственно после реформы не ускорился. Только когда начала возрастать продукция сельского хозяйства (увеличение производства товарного хлеба) и в связи с этим увеличиваться покупательная способность деревни, промышленность (текстильная, а также связанная с усилившимся жел.-дор. строительством металлургическая) двинулась вперед. Россия, проходя путь развития промышленного капитализма, становилась буржуазной страной. Рост промышленности и рабочего класса, начавшийся процесс расслоения крестьянства, необходимость ликвидировать остатки крепостного строя, развертывание рабочего и крестьянского движений, вовлечение в общественно-политическую жизнь широких масс населения с каждым годом увеличивали значение и роль периодической печати. Рос в числе читатель, росла и газетно-журнальная сеть. За 1861—1870 возникло 386 новых периодических изданий, за 1871—1880 — 389, за 1881—1890 — 639, за 1891—1900 — 794. Если принять во внимание, что за время с 1703 но 1900 включительно в России возникло 2 883 периодических издания (на русском яз.), то окажется, что почти половина этого количества падала на два последние десятилетия XIX в. Во второй половине XIX в. Ж. начинает уступать свое место газете. В 1860 одновременно существовало 15 газет общего содержания, в 1871 на 14 журналов общего содержания приходилось уже 36 газет общественно-политического характера, в 1881 на 35 журналов — 83 газеты, в 1890 на 29 журналов — 79 газет и в 1900 на 36 журналов — 125 газет. Для журналов вторая половина XIX века была временем расцвета «толстых» Ж. В связи с изменившимися условиями жизни тип литературного Ж. отодвинулся на задний план. Преобладал журнал

232 литературно-политический. Наметились органы различных направлений, начиная от консервативных и кончая органами разночинной интеллигенции. К последним принадлежали в 60-х годах «Современник» и «Русское слово» [1859—1866] (см.) . Лишившись руководства Чернышевского после его ареста в 1862 и потеряв крупную силу в лице умершего незадолго до этого Добролюбова, «Современник», в редакции которого главную роль играли Некрасов, М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, М. Е. Салтыков-Щедрин, оставался органом социалистического направления, считаясь в глазах читателей представителем распространенного в начале 60-х гг. нигилизма. Он энергично выступал против усиливавшейся реакции, что и явилось главной причиной его гибели: в 1866 «Современник» был закрыт правительством. Эту участь одновременно с ним разделило «Русское слово», основанное гр. Кушелевым-Безбородко, перешедшее в руки Г. Е. Благосветлова и принадлежавшее, по мнению охранителей, вместе с «Современником» к числу изданий, «к-рые, постоянно с давнего времени развивая на своих страницах учение социализма и нигилизма, более прочих способствовали развращению молодого поколения». Позиция, которую в 60-х гг. заняли «Отечественные записки», выходившие в то время под ред. С. С. Дудышкина (при участии С. С. Громеки, Альбертини, К. Н. Бестужева-Рюмина), была промежуточной, умеренно-либеральной позицией. На промежуточной же позиции между либерализмом и славянофильством стояли Ж. братьев Достоевских — «Время» [1861—1863] (см.) и «Эпоха» [1864—1865] (см.) , издававшиеся М. М. Достоевским при участии Ф. М. Достоевского. «Время» было закрыто в разгар польского восстания. Сменившая его «Эпоха» погибла из-за недостатка материальных средств. «Русский вестник» М. Н. Каткова превратился из прежнего умеренно-либерального Ж. в орган консерваторов-землевладельцев. «Русский вестник» пользовался широким распространением как Ж., сплотивший первоклассные лит-ые силы эпохи. Сюда из «Современника» перешел Тургенев, поместивший в «Русском вестнике» «Отцов и детей», здесь свои крупнейшие романы печатали Л. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина») и Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»). Крайне характерной для первой половины 60-х гг. являлась ожесточенная журнальная полемика, обусловленная общественно-политической дифференциацией Ж. Эту полемику вели между собой не только Ж. крайних направлений, но особенно ожесточенно издания, близкие друг к другу по своим взглядам (напр. полемика между «Современником» и «Русским словом»). 60-е гг. были временем, когда в журналистике видную роль еще играла литературная критика, фактически являвшаяся областью публицистических

233 высказываний по всем жгучим вопросам дня. Но уже в конце 60-х годов руководство общественным мнением от литературных критиков, талантливым представителем которых был Д. И. Писарев (см.) , стало переходить к публицистам, непосредственно касавшимся вопросов общественной и политической жизни. Освобождение ряда периодических изданий от предварительной цензуры [в середине 60-х гг.], появление в те же годы в газетах передовых статей на политические темы позволили Ж. выступать открыто по ряду вопросов, покидая область лит-ой критики. Органом народившегося мелкобуржуазного социализма народников являлись «Отечественные записки», которые в 1868 перешли от Краевского к новой редакции, составившейся из Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Елисеева. С 1868 в Ж. начал работать Н. К. Михайловский, поместивший здесь на протяжении 70—80-х гг. огромное количество своих работ. Вокруг Ж. объединились: Скабичевский, Кривенко, Воронцов (В. В.), Зибер. Наряду с Плещеевым, Боборыкиным, Надсоном, Гаршиным в «Отечественных записках» приняли ближайшее участие беллетристы народники — Г. И. Успенский, Н. Н. Златовратский, Каронин, Засодимский. «Отечественные записки» широко популяризировали идеологию народничества, обосновываемую Лавровым и Михайловским. После многочисленных столкновений с цензурой и ряда обрушившихся на Ж. репрессий «Отечественные записки» в 1884 были закрыты. Другим органом народничества в конце 60-х годов была еженедельная газета «Неделя» [1866—1901], где Лавров печатал свои «Исторические письма», ставшие одной из настольных книг народничества. Менее популярен в ряду социалистических органов был научно-популярный Ж. «Знание» [1870—1877], основанный проф. И. А. Хлебниковым и проф. А. П. Бороздиным, а несколько позже перешедший в руки Д. А. Коропчевского и И. А. Гольдсмита. Ж. популяризировал естествознание и позитивизм, расширив впоследствии круг своих тем вопросами социально-экономическими. Его сменил Ж. «Слово» [1873—1881] тех же Коропчевского и Гольдсмита, издававшийся уже не только как научный, но и как литературно-политический Ж. (сотрудники: Кривенко, Каблиц-Юзов, Янжул, Лавров, Засодимский, Каронин, Надсон, Плещеев, Альбов, Короленко). Отражением идейной смуты, к-рую переживала часть разночинной интеллигенции, был предпринятый Благосветловым Ж. «Дело» [1866—1888] (см.) , где сотрудничали П. Н. Ткачев, С. Шашков, Н. Шелгунов и др. «Дело» стояло особняком в ряду других Ж., проповедуя идеи Писарева и политического радикализма. В лит-ом отношении сколько-нибудь крупного интереса Ж. не представлял (главными сотрудниками его были Шеллер-Михайлов и Станюкович). Конец 70-х и реакционные

234 80-е годы погубили ряд социалистических изданий и дали возможность выдвинуться Ж. либеральной буржуазии и консервативных землевладельческих слоев. Одним из них явился предпринятый историком М. М. Стасюлевичем «Вестник Европы» [1866—1918] (см.) , ставший органом умеренно-либеральной буржуазии. Из публицистов и ученых здесь работали Кавелин, Пыпин, Спасович, Утин, Арсеньев, Кони, из беллетристов — Тургенев, Гончаров, Боборыкин. Сторонник конституционной монархии, «Вестник Европы» в годы реакции завоевал популярность как орган, отстаивавший буржуазные реформы 60-х гг. от натиска реакции и пытавшийся доказать необходимость гражданских свобод. Помещая в 80-х гг. резкие сатиры Щедрина, Ж. одновременно давал место мистическим статьям Вл. Соловьева. Наряду с «Вестником Европы», как орган либеральной буржуазии выступила в Москве «Русская мысль» [с 1880] (см.) , издававшаяся В. М. Лавровым под редакцией славянофила С. А. Юрьева, после смерти к-рого в 1884 руководство Ж. перешло к В. А. Гольцеву. «Русская мысль», как и «Вестник Европы», долгие годы оставалась одним из популярных «толстых» Ж. Этой популярности «Русской мысли» способствовали как ее разнообразное содержание, так и состав сотрудников (Н. Шелгунов, Скабичевский, Г. Успенский, Златовратский, Каронин, Нефедов, Астырев, Мамин-Сибиряк, Гаршин, Альбов, Баранцевич, Станюкович, Эртель, Потаненко, Луговой, Мачтет, Боборыкин, Из карикатур «Искры»

[s]le4-234.jpg[/s]

Редакторы журналовъ отстаиваютъ свои

СТАТЬИ 1 — Некрасов; 2 — В. С. Курочкин; 3 — С. С. Громека; 4 — М. М. Достоевский

235 Григорович, Данилевский, Лесков, Мордовцев, Короленко, Чехов). Ж. являлся органом той части либеральной буржуазии, к-рая стояла на платформе конституционного демократизма и в начале XX в. примыкала к союзу «Освобождение», а позднее вошла в ряды конституционно-демократической партии. Реакция 80-х годов выдвинула в журналистике группу реакционных изданий. С 1880 начал выходить Ж. «Луч» (превратившийся в 1890 в газету), редактировавшийся С. С. Окрейцем. Его девиз — «бог, отечество и царь» — дополняется откровенным юдофобством. То же юдофобство и националистические взгляды, перемешанные с некоторыми нотками либерализма, отличали выпускавшийся А. М. Пятковским с 1882 журнал «Наблюдатель». С того же 1882 кн. В. П. Мещерский начал издавать «газету-журнал» «Гражданин», явившуюся выразителем интересов землевладельческого слоя, который не мог помириться с реформами 60-х годов и откровенно становился на защиту привилегий дворянства. Реакционные настроения в 80-х годах охватили даже некоторые из тех изданий, к-рые в предшествовавшее десятилетие считались передовыми. Так напр. «Неделя» вела проповедь культурнических «малых дел», [s]le4-235.jpg[/s]

236 свидетельствуя тем об отходе мелкобуржуазной интеллигенции от революционного движения, и вместе с тем давала место квазитолстовским статьям будущего нововременца М. О. Меньшикова. Слабым противовесом юдофобствующей журналистике мог явиться начатый А. Е. Ландау в 1881 Ж. «Восход», к-рый ставил своей задачей «борьбу с внешними и внутренними преградами, мешающими правильному развитию русского еврейства». Консервативная струя в русской журналистике не иссякла и в 90-х гг. Издававшийся в Москве Ж. «Русское обозрение» [1890—1894], редактировавшийся кн. Д. Цертелевым, а несколько позже реакционером А. Александровым, являлся любопытным образцом Ж., издававшегося на средства миллионера Д. Морозова и одновременно пользовавшегося благодаря покровительству Победоносцева правительственными субсидиями. Участие в Ж. Вл. Соловьева и некоторых умеренно-консервативных писателей (И. Ясинский и др.) было временным. Будущий черносотенец Грингмут, мистически настроенный В. В. Розанов, ренегаты революции Л. Тихомиров и Говоруха-Отрок (Ю. Николаев) своими статьями повели Ж. по пути откровенной реакции, видевшей с

Литературная энциклопедия.