Значение МИШЛЕ ЖЮЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МИШЛЕ ЖЮЛЬ

(Michelet) Жюль (21.8.1798, Париж, - 9.2.1874, Йер), французский историк романтического направления, идеолог мелкой буржуазии. Член Академии моральных и политических наук (1838). С 1827 профессор Высшей нормальной школы, с 1838 профессор Коллеж де Франс. В годы Июльской монархии М. стал кумиром радикального студенчества как страстный борец против католической церкви (социологические этюды 'Иезуиты', 'Священник, женщина и семья', 'Народ', рус. пер., М., 1965). Если в юности идеалы М. не шли дальше 'либеральной монархии', то в дальнейшем он становится приверженцем республики. Принимая Великую французскую революцию, М., однако, отрицательно относился к деятельности якобинцев, к коммунистическим идеям (рассматривая экономическое неравенство как божественный закон). За отказ присягнуть Наполеону III М. в 1852 был лишён профессорской кафедры и должности заведующего исторической секцией Национального архива (которую занимал с 1831). В учебниках по новой истории и всемирной истории, оказавших большое влияние на французскую историографию, М. обнаружил наряду со способностью к широким историческим обобщениям эклектизм философско-исторической мысли (соединение циклизма Дж. Вико с теорией прогресса Г. Гегеля ). Герой исторического процесса, согласно М., - народ (без деления на классы); великие люди - лишь 'символы' (выражение обществ. идей цивилизации), по существу 'пигмеи', вскарабкавшиеся 'на послушные плечи доброго гиганта - Народа'.

Наиболее значительные из работ М. - многотомная 'История Франции', доведённая до 1789, и являющаяся её продолжением 'История Французской революции'; они основаны главным образом на источниках (архивных и печатных), на данных географии, нумизматики и др. М. ставил перед собой цель раскрыть психологию французского народа, выявить 'народный дух' в языке, фольклоре, литературе, искусстве. Историческое прошлое он стремился 'воскресить' с помощью художественных средств. Исторический метод М. отличается субъективизмом оценок: в его основе - интуиция, воображение, симпатия к изображаемым людям и явлениям.

Соч.: CEuvres completes, v. 1-40, P., 1893-1898; в рус. пер. - Обозрение новейшей истории, СПБ, 1838; Реформа (Из истории Франции в XVI в.), СПБ, 1861; Женщина, Од., 1863; История XIX в., т. 1-3, СПБ, 1882-84; Жанна д'Арк, П., 1920; Ведьма, М., 1929.

Лит. : Вайнштейн О. Л., Историография средних веков, М. - Л., 1940, с. 191-93; Реизов Б. Г., Французская романтическая историография, Л., 1956, гл. 9; Косминский Е. А., Историография средних веков, М., 1963, с. 401-410; Monod G., La vie et la pensee de J. Michelet, v. 1-2, P., 1923; Alff W., Michelet's ideen, Gen. - P., 1966.

О. Л. Вайнштейн.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.