Мишле (Jules Michelet) - знаменитый французский историк, род. 21августа 1798 г., в небогатой семье, которую он сам называет"крестьянской". Отец его переселился в Париж и существовал устроенной имздесь типографией Пока при республике печать пользовалась относительнойсвободой, дела типографии процветали, но с установлением империи семьеМ. пришлось испытывать горе и нужду бедственное положение ее дошло дотого, что дед, отец, мать и 12-летний М. сами должны были исполнятьтипографскую работу. Ученье молодого М. не могло идти правильно; урокичтения ему пришлось брать рано утром у одного старого книготорговца,прежнего школьного учителя, пылкого революционера: от него М. наследовалвосхищение революцией. Веру в Бога и в бессмертие (он не был крещен вдетстве) вызвала в нем книга "О подражании Христу". На последниесредства родители поместили М. в коллегию Шарлемань. Стеснявшемуся своейбедности, непривыкшему к обществу М. ученье давалось трудно, но редкоеприлежание помогло ему победить предубеждение, с которым относились кнему сначала его учителя; они признали в нем дарование, особеннолитературное, и из последних рядов он перешел прямо в первые. В 1821 г.М. сделался учителем в коллегии Sainte Barbe, где почти против своегожелания стал преподавать историю; его привлекали в то время древняялитература и философия; докторская диссертация его посвящена Плутарху иидее бесконечности Локка. Из историков его увлек прежде всего Вико;сделанное им извлечение из этого писателя и составленное им "Precis del'histoiге moderne" доставили ему литературную известность, и в 1827 г.он получил место проф. философии и истории в нормальной школе. В егопреподавании история и философия шли рука об руку; в курсе первой ондавал историю цивилизации, стараясь обрисовать характеры различныхнародов и их религиозную эволюцию. В это же время в уме его зародиласьфилософская концепция, что история есть драма борьбы между свободой ифатализмом. Когда вскоре в школе были разделены два предмета, емупорученные, М. желал удержать за собой философию и лишь неохотнопосвятил себя истории. Ходом занятий ею явились две работы: философская- "Introduction a l'histoire universelle" и первый большой историческийтруд его - "Histoire romaine: Republique" (Пар., 1831). Основная мысльпервого очерка заимствована у Гегеля, но гегелевская, философия историиу М. лишена своего метафизического смысла и значения и приведена ксовершенно другому результату: венцом всемирноисторического процесса уМ. является Франция, а процесс освобождения мирового духа, приходящего ксамосознанию в человечестве, становится реальным прогрессивнымторжеством свободы, в борьбе человека с природой, с материей или роком.В бойкой своей книге о римской республике М. попытался сделатьрезультаты нибуровских трудов достоянием французской публики, но этапопытка его поколебать рутину преподавания осталась бесплодной; сам онпозже уже не возвращался к древней истории. Июльская реводюция доставилаМ. место заведующего историческим отделом в национальном архиве. Здесьему открылась Возможность заняться историей отечества; он временноувлекся теорией беспристрастия, с которой выступала школа Гизо. Внаписанных им в это время первых 6 тт. истории Франции (1831 - 1843) онпроявляет добросовестную эрудицию, глубокое знание оригинальныхдокументов и в тоже время творческий гений, проникающий в душудействующих лиц, возвращающий их к жизни и заставляющий действовать.Позже, увлеченный публицистической струей, он уже не мог вернуться ктакому пониманию средневековой жизни. Не ужившись с Кузеном, новымдиректором нормальной школы, М. в 1838 г. перешел в College de France,где в первый раз очутился перед вольной аудиторией, требовавшей отлектора не ознакомления с научными открытиями, а живого красноречивогослова. Кафедра для М. превратилась в трибуну, с которой он развивал своиидеи о политической и социальной добродетели. Его лекции все более иболее принимали Характер проповеди, creer des ames - создавать души -все более и более становилось целью его профессуры. Когда с 1840Июльская монархия окончательно усвоила себе политику, несовместную спрогрессом, то в числе многих, пришедших к крайним мнениям иреволюционным тенденциям, был и М. В это время особенно развились в М.две усвоенные им до упоения страсти: вольтеровское "ecrasez l'infame" поотношению к клерикализму - и культ народа, которому положил началоРуссо. В 1843 г. он, совместно с Э. Кинэ, издал ожесточенный памфлетпротив иезуитов, "Des Jesuites", получивший громадное распространение:он появился в газете, расходившейся в числе 48000 экземпляров,перепечатывался кроме того провинциальными газетами и расходился в масседешевых изданий среди народа. Не меньшее распространение получилаброшюра: "Le pretre, la femme et la famille" (1845), где М. развиваетнаправленную против иезуитских духовников мысль, что краеугольным камнемхрама и фундаментом гражданской общины должен быть семейный очаг. Вполитической сфере идеалом его сделалась демократическая республика;руководящей нити в путанице современных вопросов он стал искать визучении "великой революции" 1789 г. Его историю революции называютэпической поэмой, с героем - народом, олицетворенным в Дантоне. Первыйтом ее вышел в 1847 г., последний - в 1853 г. Свои мысли о народе онизложил в книгах "Le peuple" (1848)и "Le Banquet" (1854). М. являетсяздесь решительным противником социализма. Последний желает уничтожениячастной собственности, а жизненный и нравственный идеал настоящегонарода, т. е. крестьянства, обусловливался, в глазах М., именнообладанием частной собственностью, своим куском земли, своим полем, ондаже требовал, в интересах этой частной собственности, уничтоженияпереживших революцию остатков общественной собственности. Несимпатиченбыл ему и элемент насильственности у сторонников коммунизма; он непонимал братства без свободы, его гуманная натура отвергала снегодованием всякие террористические меры для осуществления идеалалюбви. Но, отвергая социалистические и коммунистические мечтания, М.горестно ощущал всю глубину общественного разлада (divorce social).Возможность устранить его представлялась ему лишь в сближении верхнихслоев с народом - сближении, основанном на любви, на отречении отэгоизма. Желая при этом привлечь сочувствие к народу, он его сильноидеализировал; он превозносил народный инстинкт и отдавал емупреимущество перед книжной рассудочностью образованных классов,приписывал народу способность к подвигу и самопожертвованию, впротивоположность холодному эгоизму обеспеченных классов. Такие взглядывполне оправдывают данную одним из наших историков М. кличку:"народник". Ключ к разрешению социальной проблемы М. находил впсихическом явлении, которое представляет собой гений: как генийгармоничен и плодотворен, когда оба элемента, в нем заключающиеся -человек инстинкта и человек размышления - содействуют друг другу, так итворчество, проявляющееся в истории народа, плодотворно, когда низшие иверхние слои его действуют в взаимном понимании и согласии. Преждевсего, проповедовал М., нужно излечить душу людей; средством для этогодолжна быть народная школа, которая ставила бы себе целью возбуждениесоциальной любви. В этой общей школе должны пребывать год или два детивсех классов, всякого состояния; она на столько же должна служить ксближению классов, насколько нынешняя школа содействует разъединению их.В общенародной школе, по плану М., ребенок должен был, прежде всего,узнать свое отечество, чтобы научиться видеть в нем живое божество (unDieu vivant), в которое он мог бы верить; эта вера поддержала бы в немпотом сознание единства с народом, и в то же время в самой школепредстало бы ему на яву отечество, в образе детской общины,предшествующей общине гражданской. С помощью усвоенной с детствагражданской любви М. считал возможным достигнуть идеального государства,основанного, однако, не на равенстве, а на неравенстве, построенного излюдей различных, но приведенных в гармонию посредством любви, все болееи более ею уравниваемых. Установление союза между различными классами М.ожидает от учеников высших школ: они должны явиться посредниками,естественными миротворцами гражданской общины. Эта мечта М., какуказывает В. И. Герье, находит себе в наше время осуществление, но там,где М. наименее этого ожидал - в стране, воплощавшей для него гордыню иэгоизм: в Англии. Декабрьский переворот лишил М. кафедры в College detrance, а за отказ от присяги он потерял место в архиве. Он чувствовалсебя подавленным и обессиленным, но не пал духом, благодаря поддержкевторой своей жены (Adele Malairet), имевшей большое влияние на его жизньи дальнейшее направление его занятий. Продолжая работать над своейкнигой о великой революции, М., в сотрудничество с женой, дал серию книго природе, редких по своей очаровательной оригинальности. М. и прежделюбил природу, но теперь почувствовал тесную связь между человеком иприродой; он увидел в ней зародыш нравственной свободы, совокупностьмыслей и чувств, сходных с нашими. Его "L'oiseau" (1856), "L'insecte"(1857), "La mei" (1861) и "La montagne" (1868) и в явления природы, и вжизнь животных переносят тоже страстное сочувствие ко всему страдающему,беззащитному, которое мы видим в его исторических трудах. В 1868 г. М.издал "L'amour", в 1859 г. - "La Femme"; его восторженные слова о любвии браке, в соединении с большой откровенностью в трактовании этихвопросов, вызвали насмешки критики, но, тем не менее, обе книги достиглиредкой популярности. "L'amour" составляет предисловие к "Nos fils"(1869), где М. подробно изложил свой взгляд на воспитание, резюмируемоеим в словах: семья, отечество, природа. Проповеди тех же идей посвященаранее изданная "Labible de l'humanite" (1864) - краткий очеркнравственных учений, начиная с древности. На ряду с этими соч. М. далнесколько небольших трудов по истории: "Les femmes de la Revolution"(1854), "Les soldats de la Revolution", "Legendes democratiques duNord", потрясающий историко-патологический этюд "La sorciere" (1862). В1867 г. он закончил свою "Histoire de France", доведя ее до порогареволюции 1789 г. Благодаря своим заняниям естественными науками ипсихологией, М. чувствовал себя помолодевшим; ему казалось, что и воФранции начинается возрождение прежней энергии. Франко-прусская войнапринесла ему страшное разочарование. Когда стал угрожать призрак этойвойны, М. почти один рушился протестовать публично против увлечениятщеславным и грубым шовинизмом; здравый смысл и ясновидение историка непозволяли ему сомневаться относительно исхода войны. Голос его остался,однако, незамеченным. Слабое здоровье помешало ему выдержать осадуПарижа; он удалился в Италию, где известие о капитуляции Парижа вызвалоу него первый припадок апоплексии. В брошюре: "La France devantl'Europe" (Флор., 1871) он высказывает веру в бессмертие народа,остававшегося в его глазах представителем идей прогресса, справедливостии свободы. Едва оправившись, он принялся за новый громадный труд:"Histoire du XIX siecle", издал в три года 31/2 тома, но довел своеизложение лишь до битвы при Ватерлоо. Триумф реакции в 1873 г. отнял унего надежду на скорое возрождение отечества. Силы его все большеслабели, и 9 февр. 1874 г. он умер в Гиере; похороны его дали повод креспубликанской демонстрации. М., по отзыву Тэна - не историк, но одиниз величайших поэтов Франции, его истории - "лирическая эпопея Франции".Чувство сострадания, жалости, пробудившееся в М. в детстве, когда онгорько сознавал свое одиночество и бедность, сохранилось в нем во всехфазисах жизни и тотчас прорывалось наружу, как только воображениепереносило его в чуждую ему эпоху. Он страдал вместе с жертвой, кто быона ни была, и ненавидел гонителя. К самым ярким страницам французскойисториографии принадлежат те, на которых М. изображал муки и страданиялюдей, терпевших от веры в колдовство и от жестокого преследованиястрашной психической эпидемии. Отзывчивость его к чужим страданиям быласлишком велика, чтобы он мог остаться беспристрастным зрителемсовременных ему событий. Злобы дня так сильно захватили его душу, что онвнес их в изучениe прошлого; настоящее, особенно в трудах, написанных споловины 40-х гг., стало у него окрашивать в свой цвет прошлое ипорабощать его своим потребностям и идеалам. Эта же необыкновеннаявпечатлительность, эти чувства жалости и любви являются элементом,связывающим воедино его разнообразные труды по истории, естествознанию ипсихологии. Отечество и семья были для него постоянно предметамибоготворения. Семья, в глазах М., была основанием государства; любовь ксемье у него была связана с любовью к родине, а эта последняя - слюбовью к человечеству. У М. не было отвлеченной страсти к науке; все,что не было движением и жизнью, мало его интересовало. Характер М. былочень спокоен, образ жизни отличался чрезвычайной правильностью;ежедневно он работал с 6 часов утра до полудня и ложился спатьобыкновенно в 10 вечера; никогда он не принимал приглашений на вечераили на обеды. Обхождение его было просто и приветливо, манеры сохранялитрадиции вежливости старой Франции. Необыкновенную прелесть иоригинальность ему придавало нечто непосредственное, детское в егонатуре, редкое у француза. Лучший материал для его характеристики даютизданные вдовой его из его записок "Ма jeunesse" (1884; см. А-в, "Новаякнига о М.", в "Вестнике Европы", 1884, 5) и "Моn Journal. 1820 - 23"(1888). Ср. о М. essai Тэна (переведено в "Русской Мысли" 1886, 12); Gr.Monod, "Jules М." (П., 1876); его же, "Renan, Taine, M." (1894; отсюда"Жюль М." в "Русской Мысли", 1895, 3); Noel, "Jules M. et ses enfants"(1878); Correard, "M., sa vie, etc." (1886); J. Simoa, "Mignet, M.,Henri Martin" (1889); В. И. Герье, "Народник во французскойисториографии" (Вестник Европы", 1896, 3 и 4). Из сочинений М. имеютсяна русском языке: "Обозрение новейшей истории" (СПб., 1838); "ИсторияФранции в XVI в." (СПб., 1860); "Краткая история Франции до французскойреволюции" (CПб., 1838); "Реформа. Из истории Франции в XVI в." (СПб.,1862); "Женщина" (Одесса, 1863); "Море" (СПб., 1861); "Царствонасекомых" (СПб., 1863); "Птица" (СПб., 1878); "История XIX в." (СПб.,1883 - 84, под ред. М. Цебриковой) и др. А. М. Л.
Значение слова МИШЛЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МИШЛЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012