Значение МАЦУО БАСЁ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МАЦУО БАСЁ

Басё (псевдоним; другой псевдоним - Мунэфуса; настоящее имя - Дзинситиро) (1644, Уэно, провинция Ига, - 12.10.1694, Осака), японский поэт, теоретик стиха. Родился в семье самурая. С 1664 в Киото изучал поэзию. Был на государственной службе с 1672 в Эдо (ныне Токио), затем учителем поэзии. Получил известность как поэт комического рэнга . М. - создатель жанра и эстетики хокку . В 80-е годы М., руководствуясь философией буддийской секты Дзэн, в основу своего творчества положил принцип 'озарения'. Поэтическое наследие М. представлено 7 антологиями, созданными им и его учениками: 'Зимние дни' (1684), 'Весенние дни' (1686), 'Заглохшее поле' (1689), 'Тыква-горлянка' (1690), 'Соломенный плащ обезьяны' (книга 1-я, 1691, книга 2-я, 1698), 'Мешок угля' (1694), лирическими дневниками, написанными прозой в сочетании со стихами (наиболее известный из них - 'По тропинкам Севера'), а также предисловиями к книгам и стихам, письмами, содержащими мысли об искусстве и взгляды на процесс поэтического творчества. Поэзия и эстетика М. оказали влияние на развитие японской литературы средних веков и нового времени.

Соч.: Басё бунсю, Токио, 1969; в русском переводе - Лирика, перевод и вступительная статья В. Н. Марковой, М., 1964.

Лит.: Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964; Абэ Кимио, Мацуо Басё, Токио, 1961; Хирота Дзиро, Басё но гэйдзюцу, Токио, 1968; Makoto Uoda, Matsuo Basho, N. Y., 1970.

И. А. Боронина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.