Значение слова ГЕНЕРАЛ-БАС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ГЕНЕРАЛ-БАС

Генерал-бас (Pundamentum, Bassas continuns - лат., Fondamento, Bassocontinao - итал., Basse fondamentale, Basse chiffree - французск.,Bezifferter Bass - нем.) - цифрованный бас, обозначает нижний голос музыкальной пьесы, над илипод нотами которого ставятся цифры, обозначающие интервалы, на которыеотстоят ноты верхних голосов от лежащих под ними нот нижнего голоса. Помере того, как меняются интервалы между верхним и нижним голосами,меняются и цифры. Цифры под басом, заменяющие ноты, долженствующиенаходиться над ним, требуют меньше времени для письма и, по своейусловности, занимают гораздо меньшее место. Этот сокращенный способписьма в особенности пригоден для быстрого набрасывания сочинения вэскизе. Нота с нулем обозначаете ноту без аккорда, нота без всякогознака - необращенное трезвучие, цифра 6 в генерал-басе обозначаетсекст-аккорд (первое обращение трезвучия), 4/6 - кварт-секст-аккорд(второе обращение трезвучия), 7 - необращенный септ-аккорд, 5/6 - первоеего обращение, 3/4 - второе обращение, 2 - третье обращение, 9 - необращенный нон-аккорд, 6/7 - его первоеобращение, 4/5 - второе обращение, 2/3 - третье обращение. Цифра с хроматическимзнаком перед ней обозначает случайный знак, поставленный у верхней нотыинтервала. Хроматический знак без цифры обозначает хроматическиизмененную терцию. Изобретение Г.-баса относится к началу XVII ст. гприписывается Людовику Виадана. Игра по данному басу, по мнению историкаКизеветтера, была известна даже в конце XVI ст. В прошлых столетияхГ.-бас считался наукою и был синонимом науки о гармонии. Многиесочинения не выписывались полностью, а заключали мелодию и цифрованныйбас, по которому играющий должен был подыскивать гармонизацию. Так вособенности писался речитатив. В XVIII ст. и начале XIX ст. в Г.-басеобозначались все детали сочинения, при чем, разумеется, он потерял своюпрактическую цель, требуя много места и времени для письма. На Г.-басследует смотреть как на стенографию. Называть Г.-бас наукой о гармониинастолько же странно, насколько странно называть стенографиюграмматикой. О Г. басе писали Филипп-Эмануил Бах, Тюрк, Готфрид Вебер,Ложье и мн. др. Н. Соловьев.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.