Значение ОСЛИНЫЙ ХВОСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ОСЛИНЫЙ ХВОСТ

хвост' , группировка молодых художников во главе с М. Ф. Ларионовым , отделившаяся от 'Бубнового валета' и организовавшая в 1912 две одноименные выставки - одну в Москве, другую, совместно с членами 'Союза молодёжи' , в Петербурге. Эпатирующее название 'О. х.', связанное с одним из эксцессов французского авангардизма, должно было, по замыслу участников группировки, подчёркивать анархически-бунтарский характер их выступлений, их пафос отрицания сложившихся норм художественного творчества и провозглашения полной свободы формальных экспериментов. Полемическая заострённость лозунгов и нарочитое 'огрубление' образного строя сближали художников 'О. х.' с практикой литературного футуризма . Участники группировки (Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, К. М. Зданевич, А. В. Шевченко, С. П. Бобров, В. Е. Татлин, М. З. Шагал, А. В. Фонвизин, М. В. Ле-Дантю и др.) в противовес 'западничеству' 'Бубнового валета' обратились к примитивизму (при этом они популяризировали творчество Н. Пиросманашвили и др. примитивистов), традициям русской иконописи и лубка, провозгласили ориентацию на восточное искусство (последнее оставалось в основном лозунгом). Вместе с тем некоторые из этих художников (Гончарова, Малевич и др.) обнаруживали близость к современным течениям западно-европейского искусства - футуризму и кубизму . На следующих выставках группировки ('Мишень', 1913; '|4', 1914) ряд её участников выступил с произведениями в духе т. н. лучизма (созданного Ларионовым метода, приведшего к одному из первых вариантов абстрактного искусства).

Лит.: Ослиный хвост и Мишень. Сборник, М., 1913; Дьяконицын Л. Ф., Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца 19 - начала 20 вв., [Пермь], 1966, с. 190-198.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.