Синь (настоящее имя - Чжоу Шужэнь) (25.9.1881, Шаосин, - 19.10.1936, Шанхай), китайский писатель, публицист и литературовед. Родоначальник современной китайской литературы. В 1930-36 возглавлял Лигу левых писателей Китая . Родился в семье обедневшего помещика. В 1902 окончил Нанкинское горно-железнодорожное училище и был направлен для продолжения образования в Японию, где примкнул к просветительскому движению китайских студентов, выступал как переводчик и публицист. В статье 'О силе сатанинской поэзии' (1907) проявились его симпатии к романтизму, заметные и в дальнейшем. Почти одновременно возник интерес Лу С. к реализму. В Японии и на родине Лу С. участвовал в подготовке Синьхайской революции (1911-13). В 1913 он создал первый рассказ 'Былое'. В 1918 Лу С. опубликовал первое произведение новокитайской литературы - рассказ 'Дневник сумасшедшего', своеобразный вариант 'Записок сумасшедшего' Н. В. Гоголя. Позже опубликовал сборники 'Клич' (1923), 'Блуждания' (1926), в который вошла повесть 'Подлинная история А-Кью'. Её герой, деревенский подёнщик, подвергается издевательствам со стороны односельчан и в конце концов погибает на плахе по необоснованному обвинению в грабеже. В этой повести и некоторых рассказах отразилось не апологетическое, а критическое отношение автора к народу, роднящее его с русскими революционными демократами, А. П. Чеховым и М. Горьким. Многие рассказы Лу С. посвящены интеллигенции. Здесь и смельчаки, способные пойти на смерть ради своего народа (Ся Юй из рассказа 'Снадобье'), и просто умные люди, понимающие величие простого человека ('Маленькое происшествие'), и симпатичные, но жалкие старые книжники ('Кун И-цзи', 'Блеск'), и приспособленцы вроде Фан Сюань-чо из 'Праздника лета'.
Большое место в творчестве Лу С. занимают стихотворения в прозе, объединённые в сборнике 'Дикие травы' (1927), в которых нередко звучат пессимистические ноты. И всё же вера в жизнь у Лу С. в конечном итоге оказывается сильнее тоски. Некоторые стихи написаны сатирическими красками, иногда близки к пародии ('Моя потерянная любовь').
Сатирико-героические сказки Лу С. составили сборник 'Старые легенды по-новому' (1936), основное содержание которого - критика уродливых сторон действительности. Например, в 'Покорении стихии' писатель переработал китайский миф о потопе, высмеяв интеллигентов, которые дрожат за своё благополучие и не думают о народе. Мифический герой Юй, по преданию спасший Китай от потопа, становится у Лу С. олицетворением труда, демократии, равенства.
В своих публицистических статьях Лу С. откликался на самые злободневные события внутренней и международной жизни: сборники 'Горячий ветер' (1925), 'Под роскошным балдахином' (1926), 'Инакомыслящий' (1932), 'Книга о лжесвободе' (1933), 'О погоде болтать разрешается' (1934), 'В узорчатой кайме' (1936) и другие. Лу С. много сделал для пропаганды марксистской эстетики, для популяризации прогрессивной мировой и особенно русской и советской литературы в Китае, переводил сочинения Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, М. Горького, А. А. Фадеева и других. '... Наши непрерывные связи с Советским Союзом, - писал он, - положили начало широким литературным связям Китая со всем миром' ('Приветствую литературные связи Китая и России', 1932, см. Собрание сочинений, том 2, М., 1955, с. 102). В статье 'Революционная пролетарская литература в Китае и кровь её авангарда' (1931) он защищает прогрессивных китайских писателей, борется с феодально-буржуазной культурой и лжереволюционными литераторами. Его 'Краткая история китайской повествовательной прозы' (1923) - первый обобщающий труд о наиболее демократическом роде национальной литературы.
Труды Лу С. переведены на многие языки мира. На русском языке выпущено 4-томное собрание его сочинений (1954-56) и более ста отдельных изданий его произведений.
Соч.: Лу Сюнь цюаньцзи, т. 1-10, Пекин, 1957-58; Лу Сюнь ивэнь цзи, т. 1-10, Пекин, 1958; в русском переводе - Повести и рассказы, М., 1971.
Лит.: Сорокин В. Ф., Формирование мировоззрения Лу Синя, М., 1958; Позднеева Л., Лу Синь. Жизнь и творчество, М., 1959; Петров В., Лу Синь, М., 1960; Семанов В. И., Лу Синьи его предшественники, М., 1967; Huang Sung-kang, Lu Hsun and the new culture movement of modern China, Amst.,1957.
В. И. Семанов.