Минеральные К. приготовляются или непосредственно из готовых природных материалов (различных минералов и руд), или же, чаще, получаются искусственно с помощью тех или других химических операций. Они употребляются, главным образом, в живописи, обойном производстве и малярном деле, для окрашивания же изделий из волокнистых веществ применяются в сравнительно ограниченном количестве. Из белых К. наибольшее значение имеют свинцовые белила (см.), баритовые или постоянные белила (blanc fixe), цинковые белила и висмутовые или испанские белила. Другие белые К., напр. свинцовые белила Патинсона, сурьмяные белила, венские белила, имеют в практике сравнительно ограниченное применение. Свинцовые белила по составу представляют основную углесвинцовую соль 2PbCO3.Pb(HO)2 и отличаются своим чисто белым цветом и выдающейся кроющей способностью, почему эта К. и расходуется в огромных количествах. Одни Соединенные Штаты ежегодно расходуют не менее 60000 тонн свинцовых белил. Эти белила приготовляются по четырем различным способам: голландскому, немецкому, английскому и французскому; из них первый и второй представляются более вредными в гигиеническом отношении. В общих чертах голландский способ приготовления белил, наиболее старый, состоит в следующем. Тонкие свинцовые листы, свернутые в спираль, помещаются в глиняные, покрытые внутри глазурью горшки, на дно которых налито немного уксусной кислоты. Горшки закрываются свинцовыми пластинками, помещаются в несколько этажей один на другом и закапываются в лошадиный навоз. Выделяющаяся при гниении навоза углекислота, совместно с уксусной, обусловливает переход металлического свинца в основную углекислую соль, вследствие чего на поверхности свинца образуется более или менее толстый белый налет. Этот налет счищается, высушивается, измельчается и отмучивается. Немецкий способ приготовления белил имеет много общего с голландским, с той разницей, что вместо горшков употребляются камеры, куда завешиваются свинцовые листы и куда впускаются сперва пары уксусной кислоты, а затем углекислота. Когда на листах нарастает достаточный слой белил, то листы вынимают; дальнейший ход работы тот же, что и при голландском способе. По английскому способу свинец превращается сперва в глет, который смешивается в однородное тесто с 1% раствором уксуснокислого свинца и через таким образом приготовленную массу, протягиваемую через закрытые желоба, пропускается струя углекислоты. Французский способ работы заключается в том, что струя углекислоты направляется в раствор основного уксуснокислого свинца, получаемого растворением глета в разбавленной уксусной кислоте; по осаждении белил, последние отделяются от раствора и тщательно промываются. Так как при этом способе совершенно устраняются вредные в гигиеническом отношении операции измельчения и отмучивания, то он представляет несомненные преимущества. Продажные свинцовые белила имеют далеко не все одинаково белый цвет и одинаковую кроющую способность. Последняя, по-видимому, находится в зависимости от количественного содержания гидрата окиси свинца и с увеличением его содержания (до известного предела) увеличивается и кроющая способность. Свинцовые белила очень часто фальсифицируются (напр. мелом, гипсом) и смешиваются с другими белилами, напр. баритовыми белилами, сернокислым свинцом, углекислым барием и др. Смеси свинцовых белил с тяжелым шпатом (сернокислым барием), при содержании последнего в 50%, называются в торговле венецианскими белилами, при содержании 66% гамбургскими и 75% голландскими белилами. Крупный недостаток свинцовых белил заключается в том, что они крайне легко чернеют под влиянием сернистого водорода, образуя сернистый свинец. Баритовые или постоянные белила, по составу сернобариевая соль, Ba2SO4, приготовляются или из тяжелого шпата, для чего последний измельчается и отмучивается, или же водным путем, прибавляя к холодному раствору хлористого бария (24-25° Б.) разведенную серную кислоту (30° Б.), причем осаждается сернобариевая соль в виде мелкого аморфного порошка. После промывания тестообразная масса отжимается и с содержанием около 30% воды поступает в продажу. Употребляются только как клеевая краска, так как с маслом не стираются. Эти белила дешевле свинцовых и не изменяются от сернистого водорода. Цинковые белила получаются сожжением металлического цинка в струе нагретого воздуха и по составу отвечают окиси цинка ZnO. Для приготовления их цинк перегоняется в глиняных ретортах, нагретых до белого каления, и выходящие пары его смешиваются со струей воздуха, нагретого до 300° Ц. Образующаяся при этом окись цинка увлекается воздухом в холодильные камеры, где она и осаждается. Иногда окись цинка получается и прямо из руд. Цинковые белила представляют хорошую масляную К., не чернеющую от сероводорода, и потому, весьма вероятно, что они в более или менее близком будущем вытеснят из употребления сравнительно более вредные свинцовые белила. Висмутовые или испанские белила (blanc de fard) представляют основную азотно-висмутовую соль. Эти белила употребляются в косметике. Свинцовые белила Патинсона, суррогат обыкновенных свинцовых белил, приготовляются смешением горячего раствора хлористого свинца с равным объемом насыщенной известковой воды. При этом выделяется белый осадок, белила, по составу основной хлористый свинец PbCl2.Pb(HO)2. Эти белила обладают хорошей кроющей способностью, но имеют слегка буроватый оттенок. Окись сурьмы, приготовляемая осаждением хлористой сурьмы содой или обжиганием сернистой сурьмы, была также предложена как суррогат белил, под названием сурьмяных белил. Венские белила, иначе болонская известь, представляют хорошо отмученный мел. Это наиболее дешевая и наиболее распространенная белая клеевая К.Наиболее распространенные красные минеральные К. суть: киноварь ртутная или вермильон, хромрот или хромовая киноварь, сурьмяная киноварь, колькотар, сурик, охра и реальгар. Киноварь (см.), а также суррогаты ее, хромовая и сурмяная киноварь, употребляются в довольно значительных количествах в ситцепечатании (киноварь — см. Краски для живописи). Колькотар (парижская или английская красная краска, caput mortuum vitrioli, крокус, мумия) по составу представляет более или менее чистую безводную окись железа. Хотя безводная окись железа и встречается в природе в очень больших количествах (красный железняк, железный блеск), но ценные сорта этой К. вырабатываются искусственно или получаются, как побочный продукт, при добывании нордгаузенской кислоты из железного купороса, а также при прокаливании основных серножелезных солей, выделяющихся из раствора при приготовлении железного купороса из купоросного камня. Сурик оранжево-красный или свинцовый (см.) представляет очень распространенную К. и, подобно сурику железному, употребляется в очень значительных количествах в промышленности и общежитии. Кассиев пурпур, препарат золота, употребляющийся в стеклянном деле для окрашивания стекла в красный цвет и при живописи по стеклу и фарфору, приготовляется смешением на холоде раствора хлорного золота с раствором хлористого олова и нашатыря. В зависимости от способа приготовления состав его очень различен и он содержит от 18 до 40% золота и от 50 до 82% окиси олова. Охра (см.) бывает красная и желтая. Желтая охра — смесь гидрата окиси железа с глиной, а красная — смесь безводной окиси железа с глиной. Красная охра готовится большей частью обжиганием желтой охры, встречающейся в изобилии в природе, и употребляется как клеевая и масляная К., а также и в ситцепечатании. Реальгар (красный мышьяк, рубиновая сера) по составу представляет сернистый мышьяк, As2S3, и встречается в природе в виде кристаллической массы. Иногда его приготовляют искусственно, сплавляя серу с избытком мышьяка или мышьяковистой кислоты. Кельнская умбра готовится из землистого бурого угля и представляет малораспространенную красно-бурую К., также как и пинккулер или минеральный лак, представляющий тонко измельченное стекло, окрашенное хромовооловянной солью в красный цвет. Из желтых минеральных К. наибольшее значение имеют: крон или хромовая желть, охра желтая, муссивное или сусальное золото, глет, кадмиевая желть и аурипимент. Значительно меньшее практическое значение имеют: кассельская желть или желть Тернера, кобальтовая желть, неаполитанская желть, сидериновая желть и цинковая желть (см. Желтые К.). Крон (синон. хромовая желть, хромгельб, желть парижская, лейпцигская, гамбургская, кронгельб) по составу представляет хромовосвинцовую соль. Крон — одна из наиболее распространенных желтых К. Охра тоже представляет одну из весьма употребительных и дешевых К. Окись свинца PbO в аморфном виде представляет К. массикот, а в кристаллическом — глет. Массикот получается прокаливанием углесвинцовой или азотносвинцовой соли, или же нагреванием свинца в пламенной печи. Если нагреть образовавшийся массикот до 950-980° Ц., то он плавится и по охлаждении застывает в кристаллическую массу, глет, который затем измельчают и отсеивают. Глет получается также как побочный продукт при выделении серебра из свинца трейбованием. Употребляется в больших количествах как глазурь и плавень при живописи по стеклу и фарфору, для приготовления олифы, сурика, уксусносвинцовой соли и различного рода замазок. Муссивное или сусальное золото, по составу, двусернистое олово SnS2. Оно приготовляется водным и сухим путем. В первом случае раствор хлористого олова осаждается сероводородом; во втором, причем получается гораздо более ценный продукт, нагревают смесь олова с серой в присутствии нашатыря или нашатыря с ртутью. Сначала возгоняется нашатырь, затем ртуть и немного киновари, а в реторте остается муссивное золото. Муссивное золото представляет нежные буровато-желтые чешуйки с металлическим блеском уд. веса 4,4-4,6. Эта К. употребляется для позолоты, причем прикрепляется белком; в настоящее время она, впрочем, все больше и больше вытесняется бронзовыми К., которые приготовляются измельчением отбросов и обрезков при чеканке бронзы. Аурипимент, трехсернистый мышьяк As2S3, хотя и встречается в природе, но как К. готовится искусственно возгонкой мышьяковистого ангидрида с серой. Очень ядовита (см. Желтые краски). Зеленых красящих минеральных веществ довольно много; главнейшие из них следующие: зелень Кассельмана, брауншвейгекая зелень, зелень Шееле, швейнфуртская зелень, зелень Гинье, ярь-медянка, зеленый ультрамарин, зелень Гентеля, кобальтовая зелень, зелень Динглера, зелень Казали и, наконец, смешанные зеленые К., как, напр., зеленый крон и цинковая зелень. Брауншвейгская зелень — основная углемедная соль CuCO3Cu(HO)2 и имеет тот же состав, что и малахит. Иногда она и приготовляется измельчением малахита, чаще, однако, при действии раствора соды на раствор медного купороса. Зелень Шееле, основная мышьяковисто-медная соль, также, как швейнфуртская зелень (см. Зеленые К.), двойная уксусно-медная и мышьяковисто-медная соль, отличается своей ядовитостью. Зелень Гинье или вер-гинье (см.) — одна из наиболее красивых зеленых К. Зеленый ультрамарин (см. Ультрамарин) представляет промежуточный продукт при приготовлении синего ультрамарина и, ввиду недостаточной яркости цвета, как самостоятельная К., имеет очень небольшое значение. Ярь медянка, по составу, основная уксусно-медная соль. Очень распространенная зеленая масляная К. Зеленый крон (синон. зеленая киноварь, неаполитанская зелень, шенгрюн) представляет смесь желтого крона и синей берлинской лазури. Относительно прочих см. Зеленые К.Наиболее распространенные синие К.: берлинская лазурь или парижская синь, ультрамарин, шмальта и Тенарова или кобальтовая синь. В меньших количествах употребляются различные синие медные К., как, напр., бременская синь и минеральная или горная синь, египетская синь, масляная синь или медное индиго и небесная синь. Лазурь или ультрамарин (см.), также как и парижская синь или берлинская лазурь, расходуются в промышленности и повседневной жизни в значительных количествах. Шмальтою (иначе королевскою синью, кобальтовым стеклом) называется калийное стекло, окрашенное в темно-синий цвет кобальто-калиевым силикатом (см.). Употребляется для подсинивания бумаги, тканей, крахмала, а также для окрашивания стекла и фарфора. Кобальтовая или Тенарова синь (синон. кобальтовый ультрамарин, лейденская синь) по составу довольно точно отвечает алюминату кобальта CoAl2O4 и приготовляется прокаливанием глинозема или алюмината натра с галоидными солями кобальта. Употребляется как акварельная и масляная краска. Значительно прочнее ультрамарина, так как почти не изменяется под влиянием щелочей и слабых кислот. К числу недостатков Тенаровой сини и шмальты следует отнести то, что эти К. при вечернем освещении кажутся грязно-фиолетовыми. Небесная синь (Bleu celeste) очень красивого, светло-синего цвета, по составу представляет оловянно-кобальтовую соль CoSnO3.xSnO2. Бременская синь или бременская зелень (в зависимости от того, как она употребляется, на масле или на воде) состоят, главным образом, из гидрата окиси меди и приготовляется действием едкого натра на хлорокись меди. С клеем или водой она светло-синего цвета, с маслом же скоро приобретает зеленый цвет, вследствие образования зеленого медного мыла. Горная или минеральная синь (синон. азурит, медная лазурь) приготовляется измельчением азурита, медной кристаллической руды, встречающейся на Урале, Алтае, в Шесси около Лиона и по составу представляющей основную углемедную соль, 2CuCO3.Cu(HO)2. Египетская синь, издавна известная синяя К. для живописи, представляет измельченное медное стекло. Для приготовления ее сплавляют песок с мелом, содой и окисью меди. Масляная синь (син. медное индиго, Bleu Horace Vernet), по составу — сернистая медь, CuS. Приготовляется сплавлением измельченной металлической меди с сернистыми щелочами и выщелачиванием сплавленной массы. Оставшиеся нерастворенными в воде мелкие кристаллы сернистой меди высушиваются и измельчаются. Известковая или нейвидерская синь приготовляется осаждением смеси растворов медного купороса и нашатыря известковым молоком. Состоит из смеси гидрата окиси меди и гипса, 5CaSO4.2H2O + 3Cu(HO)2. В состав всех черных красок входит более или менее чистый уголь. Главнейшая из них сажа, приготовляемая или из смолы, дегтя, нефтяных масл или же из газа. Лучшие сорта приготовляются сожжением парафиновых масл в особых лампах, при чем получается так называемая ламповая сажа. Измельченные древесный и костяной уголь (жженая слоновая кость, франкфуртская чернь) тоже употребляются как черные К.А. Д. Лидов. ?.
Значение КРАСКИ МИНЕРАЛЬНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КРАСКИ МИНЕРАЛЬНЫЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012