Лу Сяншань, Лу Цзыцзин (1139-1193), китайский философ, основоположник одного из двух главных направлений в неоконфуцианстве - Лу - школы Ван , или, неточно, синь сюэ1 ("учение о сердце"). Родился 26 марта 1139 в Цзиньси провинции Цзянси. Происходил из образованной и родовитой семьи, находился на государственной службе. В 1530 был официально включен в число наиболее выдающихся конфуцианцев. Лу Цзююань был другом и одновременно основным оппонентом Чжу Си, ведущего представителя другого главного направления в неоконфуцианстве - Чэн - Чжу школы. Философско-литературное наследие Лу Цзююаня невелико, он не создал систематического учения. Умер он 10 января 1193 в Цзинмэне провинции Хубэй. Малопопулярный при жизни, Лу Цзююань прославился благодаря тому, что через четыре столетия его идеи нашли продолжение в доктрине Ван Янмина, доминировавшей в духовной жизни интеллектуальной элиты Китая в 16-17 вв. Примечательно, однако, что официальное признание Лу Цзююаня произошло в период, когда на школу Ван Янмина из-за дворцовых интриг был наложен запрет (1529-1567). Сам Ван Янмин был склонен преувеличивать свою близость к Чжу Си и преуменьшать - к Лу Цзююаню. Поэтому внешне парадоксальное совпадение гонений на Ван Янмина с возвеличиванием Лу Цзююаня отразило конкретно-историческую ситуацию идейного торжества их школы, которое во второй половине 16 в. было подтверждено и официальным признанием выдающихся заслуг Ван Янмина.
Все рассуждения Лу Цзююаня пронизаны общей мыслью о таком изоморфном единстве субъекта и объекта, в котором каждый из них является полным аналогом другого: "Вселенная - это мое сердце, мое сердце - это вселенная". Поскольку "сердце" (синь1), т.е. психика любого человека, по Лу Цзююаню, содержит в себе все "принципы" (ли1) мироздания, всякое познание может и должно быть интроспективным, а нравственность - автономной. Представление об абсолютной самодостаточности каждой личности обусловливало и пренебрежение Лу Цзююаня доктринальной ученостью: "Шесть канонов должны комментировать меня. Зачем мне комментировать шесть канонов?" Конфуцианские ортодоксы критиковали эти взгляды как замаскированный чань-буддизм. Со своей стороны Лу Цзююань усматривал даосско-буддийское влияние в осуществленной Чжу Си идентификации конфуцианской трактовки "Великого предела" (тай цзи) с даосской доктриной "Беспредельного/предела отсутствия" (у цзи).